Систематичность упражнений в развитии орфографической зоркости.

Автор публикации:
Сухачева Ольга Юрьевна
г. Владивосток, Приморский край

Систематичность упражнений в развитии орфографической зоркости.

Систематичность упражнений, по словам К.Д. Ушинского, есть первая и главная основа их успеха, а недостаток их – главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают весьма плохие результаты.

Системность предполагает прежде всего регулярные тренировочные работы и постепенное нарастание самостоятельности в работе, наращивание трудностей для учащихся.

Система в работе по орфографии предполагает овладение учащимися приемами, развивающими орфографическую зоркость, - способность видения трудных мест в написании.

Полезными для развития орфографической зоркости являются такие упражнения:

  • запись слов под диктовку с пропуском тех букв, в написании которых можно допустить ошибку;
  • запись слов с подчеркиванием всех букв, в которых возможна ошибка;
  • подчеркивание или называние тех мест, где требуется применение определенных правил правописания;
  • графическое объяснение орфограмм, комментирование;
  • диктант «Проверяю себя»;
  • группировка слов со взаимосмешиваемыми орфограммами или с вариантами орфограммы (на основе диктуемого учителем текста или упражнения из учебника).

Много эффективных приемов для развития у учащихся орфографической зоркости на основе грамматического анализа текста рекомендуют методисты. Вот некоторые из них:

  • выберите из текста все случаи тех или иных написаний (например, проверяемых безударных гласных в той или иной части слова);
  • найдите в данном тексте все изученные орфограммы (устно или письменно);
  • подберите слова, словосочетания или предложения с такими же орфограммами, как в предложенном примере;
  • определите, какой орфограммой различаются данные слова, словосочетания, предложения.

Когда правило уже изучено, в целях более успешного применения его и развития орфографической зоркости используют такие приемы:

  • группировка слов по орфограммам;
  • подбор примеров на данные правила (групповая работа);
  • повторный диктант (с предварительным предупреждением учащихся об этом);
  • составление учащимися диктанта на данное правило.

Для развития орфографической зоркости многие учителя используют подчеркивание орфограмм. В этих же целях полезно практиковать такой вид диктанта, при котором разрешается пользоваться учебником, словарями, справочниками, проверять написанное по печатному тексту и даже задавать учителю вопросы. Этот вид работы получил свое обоснование в исследовании А.И. Кобызева, который дал ему название – диктант «Проверяю себя». Такой диктант стимулирует умственную деятельность учеников при поиске орфограмм.

Развитию орфографической зоркости способствует так называемая какография, прием, основанный на том, что учащиеся исправляют неправильно написанное. Разновидностью какографических упражнений является практикуемое в школе исправление учащимися ошибок в своих работах или работах своих товарищей. Чтобы облегчить поиск ошибок, учитель ставит на полях условные значки. Задание можно усложнить, если учитель в конце диктанта укажет количество ошибок. Ученик должен проанализировать весь текст, чтобы найти и исправить ошибки.

Для развития положительного отношения к учению, в частности к овладению орфографически грамотным письмом, большое значение имеет соблюдение ряда общедидактических требований. Хороший эффект, например, дает правильная организация на уроке коллективной деятельности учащихся, такой деятельности, при которой коллективный поиск, коллективные выводы и оценки сочетаются с самостоятельным выполнением заданий учащимися, коллективная ответственность сочетается с ответственностью каждого за результаты своей работы. Для этого необходимо постоянное чередование коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Свидетельство о публикации: