Проектная деятельность как средство развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста.

Автор публикации:
Солотина Татьяна Викторовна
г. Москва

Роль речи в жизни ребенка трудно переоценить, настолько разнообразен спектр ее функций. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Как отмечали М.М. Бахтин, А.Н.Рубинштейн - в общении реализуются межличностные и общественные отношения людей, полноценное, результативное, положительно окрашенное общение со взрослыми и сверстниками - важнейшее условие социализации ребенка. Коммуникативные умения как oснова коммуникaтивной культуры ребёнка, которая реализуется в cитуации общения, рассматривается О.А. Веселковой. Я.Л. Коломинский, Л.Я. Лoзoван, М.Г. Маркинa, рaссматривают коммуникативные умения как группу умений, характеризующих личностные качества ребёнка, необходимые для обеспечeния полнoценного процeсса общения , взаимодействия. Однако, в работах М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, Л.И. Галигузовой занимающих преобладающее направление в дошкольной педагогике, понятия «общение» и «коммуникативная деятельность» являются взаимозаменяемыми, авторы отмечают, что «развитие общения дошкольников со сверстникам, как и со взрослым, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности ... в основе формирования межличностных отношений и привязанностей лежит удовлетворение коммуникативных потребностей"

Наблюдения за детьми в первый месяц их пребывания в детском саду, а также диагностика нервно-психического развития позволили выяснить, что у детей, имеющих нарушения речевого развития, в соответствии с речевым онтогенезом налицо несоответствие эпикризных сроков и объема речевых навыков, в первую очередь объема активного словаря, наличие только двусложных и назывных предложений, наличие в речи детей физиологических аграмматизмов, Все это является прямой причиной несовершенства коммуникативных навыков: дети не в состоянии выразить свои просьбы, пожаловаться на дискомфорт, скоординировать игровые действия, внятно объяснить свое состояние и т.п.

По итогам аналитической работы с медицинскими картами воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста, поступающих в дошкольное образовательное учреждение в последние годы, было выявлено увеличение количества детей с речевыми нарушениями. Так в 2013 – 2014 году число детей с речевыми нарушениями составляло 62% от общего числа воспитанников. В 2014 – 2015 уже 68%. Среди речевых нарушений преобладают задержка речевого развития - 16 человек, дислалия – 20 человек, дизартрия – 4 человека, задержка психо - речевого развития - 6 человек, ОНР 2 степени – 2 человека.

Современные тенденции развития системы образования в стране формируют задачи подготовки детей активными, эрудированными, общительными, умеющими ставить перед собой и решать определенные задачи. Дошкольное учреждение - первая ступень в системе образования, уже четко ориентирована на достижение определенных стандартов: дошкольник "...достаточно хорошо владеет устной речью, как средством коммуникации со сверстниками и взрослыми для установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения..."

Одной из важнейших исследовательских задач остается разработка средств формирования коммуникативных умений в тех формах деятельности, которые близки и доступны ребенку. В последнее время уделяется большое внимание проблеме формирования коммуникативных умений в раннем и младшем дошкольном возрасте у детей с речевым недоразвитием в процессе игровой деятельности, например, работы О.А. Черенковой, Л.Г. Соловьевой, Л.Р. Мунияровой. Недостаточно разработаны приемы формирования коммуникативных умений в процессе специально организованной, совместной со взрослыми, деятельности. Такой формой сотрудничества, реализующей индивидуально-личностный подход, несомненно выступает технология проектирования. Конечно, принимая во внимание возраст дошкольником, необходимо в первую очередь вводить в практику работы такие типы проектов, как исследовательско - творческий и ролево - игровой. Именно в этих типах проектов одной из основных задач будет развитие коммуникативных навыков через вступление в познавательное общение, в диалог, формирование личных высказываний. Другая немаловажная причина использования технологии проектирования - обязательное сотрудничество с семьей, как субъектом образовательной среды, т.е. проектная деятельность должна реализовываться в триаде педагог-ребенок-родитель. В настоящее время существует объективная необходимость проведения целенаправленной работы с родителями по вопросу развития коммуникативных умений ребёнка Совместная проектная деятельность предусматривает возможности использования семейного воспитания в целях развития коммуникативных умений у дошкольников.

Предполагается, что активное вовлечение детей младшего дошкольного возраста в совместную проектную - ролево - игровую, исследовательско -творческую - деятельность будет способствовать развитию коммуникативных навыков у дошкольников с речевым недоразвитием, позволит обеспечить более продуктивную коррекцию имеющихся у них нарушений. Кроме того, будут конкретизированы и дополнены содержание и методы работы по развитию коммуникативных навыков у детей с речевым недоразвитием в условиях специально организованной проектной деятельности, отвечающей методологической стратегии коммуникативно - деятельностного подхода.

Список литературы

  • 1.Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.. (ред.)От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) —М.: Мозаика-синтез, 2014.
  • 2.Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка./ Н. Ф. Голованова. СПб.: Речь, 2004.
  • 3.Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей психологии/ А. А. Леонтьев.: Избр. псих. труды. – Л., Воронеж, 2001
  • 4.Лисина М.И.(ред.). Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. – М., 1985.
  • 5.Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками / Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. Под ред. Лисиной М.И. – М., 1980.
Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации