РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Автор публикации:
Власова Елена Игоревна
г. Борисоглебск

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Обучение поколения не сводится лишь к даче знаний, умений и навыков. Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах. Условия побуждают систему образования уделять внимание в процессе обучения и воспитания проблемам творчества, формированию творческих способностей школьников.

Для того чтобы рассматривать развитие творческих способностей младших школьников, необходимо вспомнить, что понимают под творчеством. Творчество – это, прежде всего, умение отказаться от стереотипов мышления, только в этом случае можно сказать что-то новое [2]. Творчество младшего школьника – это создание им оригинального продукта, изделия, решение задачи [2].

Развитие творческих способностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Согласно мысли Л.С. Выготского, обучение в школе выдвигает творчество в центр сознательной деятельности ребенка. Мы считаем, что формирование творчества особо важно в младшем школьном возрасте, так как в данном возрасте дети отличаются огромным стремлением к познанию, творческой активной деятельности. Поэтому особое внимание необходимо уделять созданию условий для развития творческого начала.

Творчество связано с необходимостью развития творческих способностей. Вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике [2]. Творческая способность – это способность понять необходимость и возможность создания чего-то нового, способность формулировать проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, подтвердить эту гипотезу теоретически и практически или совсем отказаться от нее, искать и найти решение проблемы.

Творческие способности проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

- познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности;

- задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым;

- система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:

ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений;

реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе;

вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся.

С целью развития творческих способностей на уроках математики, можно использовать следующие задания:

«Незваные гости»

На день рождения к Василисе Прекрасной пришли 10 гостей: Винни – Пух, Незнайка, Бармалей, заяц, Доктор Айболит, Алиса, Красная Шапочка, Волк, Карабас – Барабас и Баба – Яга. Из всех гостей Василиса Прекрасная приглашала только шестерых.

Задачи на смекалку

Сколько сказочных героев пришло без приглашения? как ты думаешь кто это?

-Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30)

- Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на две ноги? (5)

- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

- В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (отдать одно яблоко вместе с корзиной).

Задачи-шутки

- В моём саду выпадает в 2 раза больше снега, чем у соседа. Почему?

-Без чего невозможно сделать табуретку, даже если есть все-все инструменты и все-все деревяшки, гвозди, клей?

Первоклассники с удовольствием воспринимают объяснение нового в форме сказок, хорошо запоминают их содержательную сторону. В процессе прослушивания возможно выполнение учебного задания. Например, рассказывая сказку об отрезке, можно иллюстрировать ее содержание при помощи простейшего чертежа на доске, а дети работают на листках бумаги или в альбомах.

«Сказка об отрезке»

«Жил-был карандаш. Был он очень любознательный и хотел все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит:

- Как эта линия называется?

Вышел однажды карандаш на прямую линию и пошел по этой прямой. Шел, шел по прямой линии, долго шел. Устал, остановился и говорит:

-Долго ли я еще буду идти? Скоро ли конец прямой?
Засмеялась прямая:

- Эх ты, карандаш! Ведь ты не дойдешь до конца. Разве ты не знаешь, что у прямой нет конца?

-Тогда я поверну назад, - сказал карандаш. - Я, наверно, пошел
не в ту сторону.

- И в другую сторону не будет конца. У линии совсем нет концов».

«Прямая даже спела про себя песенку:

Без конца и края

Линия прямая!

Хоть сто лет по ней иди,

Не найти конца пути».

Опечалился карандаш, узнав, что у линии совсем нет концов.

-Как же быть? Что же мне так и придется идти без конца?

-Ну, если ты не хочешь идти без конца, то отметь на прямой
две точки, - подсказала прямая.

-Ура! - закричал карандаш. Появились два конца, теперь могу
гулять по прямой линии от одной точки до другой. Что же получилось на прямой? Как это называется?

-Это мой отрезок, - улыбнулась Прямая линия.

-Отрезок прямой, отрезок прямой, - с удовольствием повторял карандаш, прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого».

Выполняя данные задания, ребенку приходится мыслить нестандартно, творчески. Творческий подход к выполнению заданий с целью развития творческих способностей младших школьников помогает решить ряд задач: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, установить доверительные отношения между ребенком и взрослыми, позволяет ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать свое мнение.

Таким образом, в процессе обучения младших школьников на всех предметах, а в особенностях, на уроках математики, учитель должен развивать творческие способности, так как сегодня очень важна готовность человека действовать, творчески и инициативно при любых обстоятельствах.

Список литературы

1.Грицевский И. М. От учебника - к творческому замыслу урока / И. М. Грицевский // книга для учителя. - М.: Просвещение, 2004. - 207с.

2.Лук А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук// - Спб., 2009. - 125с.

3.Шиянов Е. Н. Развитие личности в обучении / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова // Учеб. пособие для студ. пед. Вузов. М.: Академия, 2006. – 288с.

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Свидетельство о публикации: