Учебный проект по литературе "Масленица"

Автор публикации:
Павельчук Людмила Павловна
с.Екатеринославка Октябрьского района Амурской области

Оглавление

Введение______________________________________________ 3 стр.

Глава I. Масленица

1)Представление школьников о празднике ____________ 4 стр.

2)История праздника _______________________________ 4 стр.

а) Дохристианская история Масленицы ___________ 4 стр.

б) Масленица: смысл праздника _________________ 4 стр.

в) Лексикографическая страница_________________

г)Традиции, обычаи и обряды Масленицы ________ 5 стр.

Глава II. Масленица в литературе

Устное народное творчество ______________________ 7 стр.

Русская литература ______________________________ 9 стр.

Глава III. Масленица в изобразительном искусстве____________

Глава IV. Масленица в музыке ____________ 12 стр.

Заключение _____________________________________________ 13стр.

Список литературы _______________________________________ 14 стр.

Приложение _____________________________________________15 стр.




Введение

Актуальность выбранной темы

Накануне наступления весны настроение особенное. Ожидание этого времени года, стремление делать добро, ощутить радость самой жизни вызвало желание познакомиться с русскими традициями празднования Масленицы, а также с произведениями устного народного творчества, произведениями русских писателей, поэтов, художников и композиторов, описывающих этот праздник.

Это наша история и наша культура, и быт предков очень интересен. Некоторые мелочи быта ушли в прошлое, а без них многое непонятно в произведениях А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н.Толстого.

Цель исследования: показать, как народный быт отразился в устном народном творчестве, произведениях русской литературы, живописи и музыки.

Объект исследования: традиции празднования Масленицы в России, а предмет– отражение её в русской литературе, искусстве.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

ü выяснить с помощью анкетирования, что известно о праздновании Масленицы учащимся 7-х классов;

ü изучить историю празднования Масленицы в России и отображение её в устном народном творчестве;

ü определить круг произведений русской литературы, в которых описан этот праздник;

ü познакомиться с произведениями живописи и музыки, изображающими Масленицу;

ü сделать выводы по теме исследования.

Гипотеза: узнав историю празднования Масленицы, её отображение в искусстве,я лучше узнаю историю своего народа.

Методы исследования:изучение словарных статей различных словарей, анализ исторических и литературных источников, отбор литературного и иллюстративного материала, анкетирование учащихся

Практическая значимость данного исследования заключается в осмыслении роли народных праздников в нашей жизни и расширении представлений об их происхождении.

Полученные результаты можно применить на уроках русского языка, литературы и истории как материал для доклада по теме или для анализа произведений, во внеклассных мероприятиях, а также при написании сочинения на заданную тему.

Глава 1. Масленица

Представление школьников о празднике

Накануне праздника я провела анкетирование среди учащихся 7-х классов, которые должны были ответить на вопрос: «Какие традиции празднования масленицы вы знаете?». В опросе участвовало 29 человек. Результаты анкетирования:

29 человек (100 %) – приготовление блинов;

10 человек (34 %) назвали сожжение чучела и «покорение» ледяного столба;

15 чел. (52%) – ярмарку; веселье (песни, танцы);

13чел. (45 %) – перетягивание каната;

11чел. (38 %) – кулачные бои;

25чел. (86%) – посещение родни, знакомых;

Выводы: Все учащихся знакомы с главными традициями празднования масленицы. В основном – это угощение блинами, развлечения, которые организуются в последний день масленичной недели. Практически никто не знает смысла этого праздника, а также значения каждого дня недели.

История праздника

Дохристианская история Масленицы

История Масленицы берет начало еще в эпоху языческих племен на Руси, еще до принятия христианства. У древних славян праздновался языческий славянский праздник Комоедица (с XVI века - Масленица). Этот праздник имел смысл преобладания дня над ночью и освящения единения каждого члена рода со своими великими предками, со своими родичами и со всем славянским родом-племенем. Церковная традиция не считает его «своим», и в православном календаре нет такого названия. Комоедица - это День весеннего равноденствия, во время которого также почитали славянского медвежьего бога Кома (ком - медведь). Этому великому богу приносили "блинные жертвы". Отсюда - "первый блин комом", блин относили в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса - великому Медовому зверю.

Масленица: смысл праздника

После принятия христианства праздник на Руси сохранился. Все ритуалы, которые исполнялись в языческой Руси на Масленицу, совершенно неизменно перешли и в Русь православную. Наиболее прижились к празднику обряды, посвященные Богу Солнца: катание по улицам подожженного колеса, жжение костров, приготовление блинов - все это символы верховного бога Ярило.

Праславянская Масленица отмечалась в начале весны – в день весеннего равноденствия (21 или 22 марта). «Весна с зимой борются», – говорили наши предки. И вот именно на Масленицу проводился некий рубеж, до которого в мире господствовал холод, а после – окончательно приходило тепло. Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было одним из главных предметов празднования.

Масленица помимо идеи цикличности несет в себе элементы культа плодородия. Обряды Масленицы призваны освятить землю, наполнить ее силами, чтобы она дала обильный урожай. Для крестьян, которые составляли основу древнерусского общества, урожай был главной ценностью, поэтому масленичным церемониям уделялось особое внимание. Масленица была своего рода языческой литургией, только в роли Бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву.
Имя Масленицы носит и чучело из соломы, которое обряжают в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках. С этим чучелом весело проводили время всю масленичную неделю: с ним разъезжали на тройках, а в конце праздника чучело Масленицы сжигали на весело горящем костре, который разводили обязательно " на горке" - на какой - нибудь возвышенности.

В дни Масленицы наши предки приносили жертвоприношения Богам, проводили обряды, устраивали пиршества. Более тысячи лет назад, когда христианство насаждалось на Руси насильственным путем, наши предки, не желая расставаться со своими языческими богами, старались сохранить традиции в новой вере.

«Всюду весело, оживленно, всюду жизнь бьет ключом, так что перед глазами наблюдателя промелькнет вся гамма человеческой души: смех, шутки, женские слезы, поцелуи, бурная ссора, пьяные объятия, крупная брань, драка, светлый хохот ребенка. Но все-таки в этой панораме крестьянской жизни преобладают светлые тона: и слезы, и брань и драка тонут в веселом смехе, в залихватской песне, в бурных мотивах гармоники и в несмолкающем перезвоне бубенцов. Так что общее впечатление получается веселое и жизнерадостное: вы видите, что вся эта многолюдная деревенская улица поет, смеется, шутит, катается на санях» (Максимов С. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники).

Даже Петр I любил погулять на Масленицу. Он устраивал грандиозные гулянья, изумляя иностранных послов и вельмож. Так, в 1722 он организовал целую процессию, которую сейчас назвали бы карнавальной. На полозья были поставлены различные корабли, которые тащили по снегу запряженные лошади.

Лексикографическая страница

Большой толковый Словарь современного русского языка Д.Н.Ушакова:

МАСЛЕНИЦА масленицы, ж. (устар.). 1. Земледельческий праздник проводов зимы у древних славян и др. народов, приуроченный христианами к неделе перед т. наз. великим постом, во время которого пеклись блины и устраивались различные увеселения. Широкая масленица. (последние дни этой недели, с четверга). У них на масленице жирной водились русские блины. Пушкин. Не всё коту масленица, будет и великий пост. Пословица. 2. перен. О привольной, сытой жизни (разг. фам.). Не житье, а масленица.. Гоголь.

Толковый словарь русского языкаС.И.Ожегова:

МАСЛЕНИЦА, -ы, ж. Старинный славянский праздник проводов зимы, во времяк-рого пекутся блины и устраиваются увеселения. Гулянья на масленице.

Широкая м. (последние дни масленицы). Не жизнь, а м. -(о хорошей, привольной

жизни; разг. шутл.). Не все коту м. (посл.). II прил. масленичный, -ая, -ое

Словарь В.И.Даля:

Ма́сляна, ма́сляница (масленица), ма́сляная, масленая неделя, сырная, неделя до великого поста; ее чествуют; веселою, широкою, разгульною, честною; пекут блины; катанье с гор и на лошадях, и потехи разного рода.

В словарях русских пословиц, поговорок и загадок можно найти множество ярких, искромётных народных изречений.Пословицы, поговорки и загадки о масленице, как форма народного творчества, появилась достаточно давно. В них содержится богатый житейский опыт, который столетиями передается от поколения поколению:

Без блинов — не Масленица.

Маслена не навек дается.

Пируй баба на Масленице и гуляй, а про пост вспоминай.

Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

Масленица семь дней гуляет.

Масленица объедуха, деньгами приберуха.

Это Масленица идет, блин да мед несет.

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.

Хоть все с себя заложить, а масленицу проводить

Блин не клин – брюха не расколет.

Блин не сноп – на вилы не наколешь.

…………………………

А кто таков – Иван Громоков?

Сел на конь и поехал в огонь?

(Блин на сковородке)

По плешивому хлопну,

На плешивого капну,

Плешь обдеру

Да опять наведу.

Что я делаю?

(Пеку блины)

Берега крыты, рыба без костей, вода дорога.

(Блины)

Что на сковородку наливают, да вчетверо сгибают?

(Блин)

Традиции, обычаи и обряды Масленицы

Едва ли найдёшь в народном быту праздник с такой древней традицией, как Масленица. Историки и писатели отмечают широкий размах Масленицы, участия в ней всех: и старого, и малого, и простолюдина, и знатного.

Первый интересный обычай – есть молочную пищу. В конце марта первый раз после зимы отелялись коровы, и в домах появлялось молоко. Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, а старые запасы мяса подходили к концу, молочная пища и мучные изделия были основным источником белка. Отсюда и название – Масленица, Масница, Блинница.
Еще одно (пожалуй, даже более древнее) название этого праздника – Колодий. Связано оно с обычаем, который характерен в основном для Украины и Беларуси. В течение целой Колодочной недели параллельно с другими обрядами сельские женщины совершали удивительное действо – «колодочную жизнь». Они брали толстую палку-колодку, наряжали ее и представляли, будто это – человек. В понедельник Колодка «рождалась», во вторник – «крестилась», в среду она «переживала» все остальные моменты своей «жизни». В четверг Колодка «умирала», в пятницу ее «хоронили», а в субботу «оплакивали». В воскресенье же наступала кульминация Колодия.
В течение всего праздника женщины ходили с Колодкой по селу и привязывали ее ко всем, кто еще был холост или не замужем. Не забывали и о родителях несемейных юношей и девушек. Конечно, никто не желал ходить с таким «ярлыком», и поэтому давали женщинам определенный откуп. Им могли быть цветные ленты, бусы или блюдца, сладости.
В эти дни проводились помолвки, а в еще более древнюю эпоху – заключались браки.

К слову, о еде. Это очень важный момент всех древнеславянских праздников. Когда семья садилась за стол, то тем самым приглашала и предков поучаствовать в этой трапезе. Поминальное происхождение имеют и традиционные блины. С подачи русского фольклориста Александра Афанасьева в конце XIX века утвердился взгляд, что блин – это образ Солнца. Но есть и другая научная версия, что у славян блин был исконно поминальным хлебом, имеющим очень глубокую символику. Он круглый (намек на вечность), теплый (намек на земную радость), сделан из муки, воды и молока (намек на жизнь). Обоснованием поминального происхождения всем знакомого лакомства может служить, к примеру, такой обычай: В первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко – «угостить покойников», либо же отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин за упокой». Но одной из главных версий появления слова "масленица"считается, что оно связано с традицией выпекания блинов. Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. С маслом, со сметаной, с икрой, грибами, севрюжиной или осетриной - выбирай на любой вкус. Русские люди пытались привлечь милость солнца и встречали его с блинами, которые и олицетворяли его.

Также во время празднования Масленицы люди соблюдали различные традиции. Они объезжали село на лошадях, по улицам носили украшенное колесо от тележки, а также водили хороводы, устраивали кулачные бои, игру взятие снежного городка (см. картину В.И.Сурикова «Взятие снежного городка»). Сейчас подобного рода потехи почти безобидны, но раньше они были очень опасными для жизни. Это отголоски еще более древней традиции, когда пролитая во время таких боев кровь воспринималась как жертва духам умерших или самим богам. При этом убивать кого-либо не стремились, однако именно такой выплеск энергии, буйства, разухабистости наполнялся сакральным смыслом.

Самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжал каждый, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми коврами да медвежьими шкурами, крестьянские лошаденки вычищены были до блеска, украшены цветными ленточками и бумажными цветами. Особый задор катанию на санях придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой «молодые» ездили по улицам «казать себя», делали визиты родным и знакомым. Везде они оказывались в центре внимания, и это означало всеобщее одобрение и признание заключенного союза. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест. «Новоженов» и помолвленных узнавали сразу: и по счастливым лицам, и по щегольским нарядам, а особенно по тому, что им положено было ездить обнявшись. К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Катанию с гор придавался особый смысл. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину - жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги. Поэтому катание с горок на Масленицу было повсеместным. В нем принимали участие все — и стар и млад. Дети катались с гор все дни Масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды — четверга. Все поженившиеся пары деревни должны были скатиться по одному разу. Катание с гор сопровождалось песнями, которые пели в основном девушки, ожидавшие своей очереди покататься. Как правило, со среды к катанию с гор и на лошадях активно подключалась и неженатая молодежь. Кое-где существовал даже обычай возить своих повивальных бабок. При массовых катаниях использовались большие сани, куда могли поместиться 8-10 человек во главе с «кормчим». Катались также на небольших санках, деревянных чурбаках, опрокинутых скамейках («козлы»), загодя приспособленных коробках с намороженным днищем («морозянки»), толстых кусках льда, вырубленных в реке.

На Масленицу всегда сжигается чучело - большая соломенная кукла, которая является обязательным атрибутом этого праздника и символом холодной зимы.Этот обряд совершался в конце праздника, а пепел чучела развеивался по полю, освящая землю. В качестве жертвоприношения (когда-то это именно так и осмысливалось) изготавливали огромную смешную и страшную куклу — чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, как древний священный образ божества. Затем несли ее через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»). Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Оказывается, в этот первобытный праздник народом был заложен глубокий смысл: рождение жизни через борьбу, смерть и воскресение.

Такой же священный смысл имели и песни-веснянки, исполняемые девушками в лесах, на опушках, в рощах и на берегах водоемов – они как бы призывали на землю силы добра, просили благословение у Матери-Природы на начало нового урожайного года.

Каждый день Масленицы имеет свое название и значение, вся неделя празднования делилась на два периода: Узкая Масленица - первые три дня, и Широкая Масленица - это последние четыре дня.

В первые дни, разрешено заниматься хозяйственными работами, а уже с четверга все работы следует прекратить.

Понедельник - встреча. В первый день празднования свекор со свекровью отправляли невестку к своим родителям, а вечером сами посещали сватов. В этот день начинали печь первые блины, которые отдавали малоимущим на поминание умерших. Также в этот день создавалось чучело.

Вторник - заигрыш. В этот день осуществлялись смотрины невест.

По своей сути, все масленичные обряды сводились к сватовству, так как после Великого поста готовились сыграть свадьбу. Во вторник звали гостей, а молодые люди шли кататься на горку и поесть блинов.

Среда - лакомка.

Тёща приглашала зятя на блины, которые она готовила сама.

В каждой семье накрывали столы и наедались на весь пост.

Четверг - разгул. Уже с этого дня начинается Широкая Масленица.

Прекращались все работы и люди начинали веселиться, кататься на лошадях, петь частушки, устраивать кулачные бои, соревнования, которые заканчивались шумным пиром.

Пятница - тёщины вечёрки.

В этот день тёща приходила в гости к зятю, а блины пекла ее дочь.

Суббота - золовкины посиделки.

Невестки приглашали на блины к себе золовок и всех родственников мужа. Также она должна была подарить какой-нибудь подарок золовке.

Воскресенье - проводы.

Это последний день Масленицы или еще называют Прощёное воскресенье. Все близкие просили друг у друга прощения за все обиды и причиненные неприятности, а в ответ слышали " Бог простит". В этот день гуляли, сжигали чучело, а пепел рассыпали в поле для плодородия почвы, ходили в баню, а вечером поминали усопших предков.

Есть в народе еще такая традиция,- делать домашних куколок - Маслениц, которые считаются мощными домашними оберегами. Раньше их делали в каждом доме из лыка и соломы, обряжали в цветные лоскутки с растительными узорами: пышная юбочка, собранная особым образом была символом солнцеворота, обращенные вверх руки означали обращение к солнышку. По традиции куколок делают без лица, так они остаются неодушевленными.

Глава II. Масленица в литературе

Устное народное творчество

Обрядовые песни

Вся масленичная неделя сопровождалась обрядовыми песнями.

Характеризуя масленичные обрядовые песни, можно отметить, что в них Масленицу встречают:

А мы Масленицу встречали,
Повстречали, душа, повстречали,
На горушке побывали,
Блином гору выстилали,
Сыром гору набивали,
Маслом гору поливали,
Поливали, душа, поливали…

В песнях Масленицу ругают, высмеивают, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д.

Дорогая наша Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, ластки красные,
Лапти частые головастые,
Портянки белые, набеленные!

Масленицу провожают, призывают возвратиться:

Ай, Масленица,
Обманщица!
До поста довела -
Сама удрала!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!

В русских масленичных песнях также пелось об изобилии: масла и сыру (творогу) якобы заготовлено было так много, что ими умащивали гору для катания на санках:

Ай, как мы масленицу дожидали,
Дожидали, люли, дожидали.
Сыром горушки укладали,
Укладали, люли, укладали.
Сверхом маслицем поливали.
Ах ты масленица, будь катлива,
Будь катлива, люли, будь катлива…

В последний день масленицы («прощёное воскресенье») пелось много грустных лирических песен. Молодушки выходили за околицу села, взбирались на горку и, обернувшись в сторону далекой родной деревни, заводили песни о разлуке с родителями, жаловались на суровость свекра и свекрови. В курской песне «У ворот сосна всколыхалася» рассказывается о том, как молодушка, собираясь навестить мать, прихорашивалась, умывалась тремя сортами заморского мыла. Тем временем зима скрылась, снега потаяли, реки разлились, а поехать к матери она так и не успела. Эта песня пронизана грустным мотивом. Мелодия песни принадлежит к группе типовых календарных напевов.

Особый интерес представляет заключительный обряд проводов Масленицы. Он поэтически воспроизведен в сказке «Снегурочка» А.Н. Островского и в одноименной опере Н.А. Римского-Корсакова. В обряде принимали участие все жители деревни. Жизнь и труд берендеев неразрывно связаны с природой. Мы видим их жизнь в момент проводов зимы, прощания с Масленицей, где собираются все берендеи "встречать солнце восхожее, кланяться Ярилу светлому":

Конец зиме пропели петухи,
Весна-Красна спускается на Землю.
.....................
Прощай, Масленица.
Сладко, воложно нас кормила,
Суслом, бражкою поила.
Прощай, Масленица…

………………

А это отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на Масленице жирной

Водились русские блины.

Здесь речь идёт о семье Лариных, которая соблюдала русские традиции. Эпитетом «жирная» автор подчеркивает обилие еды во время празднования Масленицы. А непременным атрибутом праздника являются «русские блины». В следующих отрывках предаётся общее веселье, которым охвачен весь «крещёный мир». Ощущается приближение весны, которую тайно ждёт душа.

Скоро Масленицы бойкой

Закипит широкий пир,

И блинами и настойкой

Закутит крещеный мир.

Петр Вяземский

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад...

Какой-то тайной жаждою

Душа распалена,

И над душою каждого

Проносится весна…

А.Фет.«Уж верба вся пушистая…»

В стихах этих поэтов личное настроение сливается с общим настроением людей, выражает его и растворяется в нём.

А.И.Куприн:
«А сегодня настоящий царь, витязь и богатырь Москвы - тысячелетний блин, внук Дажбога .Блин кругл, как настоящее щедрое солнце».

«Блин красен и горяч, как горячее всепрогревающее солнце, блин полит растительным маслом – это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».

И.Бунин. «Чистый понедельник»

«Так прошел январь, февраль, пришла и прошла масленица. В Прощеное воскресенье она приказала мне приехать к ней в пятом часу вечера. Я приехал, и она встретила меня уже одетая, в короткой каракулевой шубке, в каракулевой шляпке, в черных фетровых ботиках».

А.Чехов. «Глупый француз»

Герой рассказа поражается тому обилию еды, которое заполняет столы во время празднования масленицы:

«Пуркуа поглядел вокруг себя и ужаснулся. Половые, толкаясь и налетая друг на друга, носили целые горы блинов... За столами сидели люди и поедали горы блинов, семгу, икру... с таким же аппетитом и бесстрашием, как и благообразный господин. "О, страна чудес! - думал Пуркуа, выходя из ресторана. - Не только климат, но даже желудки делают у них чудеса! О, страна, чудная страна!"

Надежда Тэффи. Отрывок из рассказа «Блины»

-Вот приезжайте к нам ранней весной, - сказали итальянцы, - когда все цветет. У вас еще снег лежит в конце февраля, а у нас какая красота!

Ну, в феврале у нас тоже хорошо. У нас в феврале масленица. - Масленица. Блины едим.

- А что такое блины?

Мы переглянулись. Ну, как этим шарманщикам объяснить, что такое блин!

- Блин - это очень вкусно, - объяснила я. Но они не поняли. - С маслом, - сказала я еще точнее. - Со сметаной, - вставил русский из нашей компании.

Но вышло еще хуже. Они и блина себе не уяснили, да еще вдобавок и сметану не поняли. - Блины, это - когда масленица! - толково сказала одна из наших дам,

- Блины… в них главное - икра, - объяснила другая.

- Это рыба! - догадался наконец один из итальянцев.

- Какая же рыба, когда их пекут! - рассмеялась дама.

- А разве рыбу не пекут?

- Пекут-то пекут, да у рыбы совсем другое тело. Рыбное тело. А у блина - мучное.

- Со сметаной, - опять вставил русский.

- Блинов очень много едят, - продолжала дама. - Съедят штук двадцать. Потом хворают.

- Ядовитые? - спросили итальянцы и сделали круглые глаза. - Из растительного царства?

- Нет, из муки. Мука ведь не растет? Мука в лавке.

Мы замолчали и чувствовали, как между нами и милыми итальянцами, полчаса назад восторгавшимися нашей родиной, легла глубокая темная пропасть взаимного недоверия и непонимания.

Они переглянулись, перешепнулись. Жутко стало.

- Знаете что, господа, нехорошо у нас как-то насчет блинов выходит. Они нас за каких-то вралей считают.

Положение было не из приятных. Но между нами был человек основательный, серьезный - учитель математики. Он посмотрел строго на нас, строго на итальянцев и сказал отчетливо и внятно:

- Сейчас я возьму на себя честь объяснить вам, что такое блин. Для получения этого последнего берется окружность в три вершка в диаметре. Пи-эр квадрат заполняется массой из муки с молоком и дрожжами. Затем все это сооружение подвергается медленному действию огня, отделенного от него железной средой. Чтобы сделать влияние огня на пи-эр квадрат менее интенсивным, железная среда покрывается олеиновыми и стеариновыми кислотами, то есть так называемым маслом. Полученная путем нагревания компактная тягуче-упругая смесь вводится затем через пищевод в организм человека, что в большом количестве вредно.

Учитель замолчал и окинул всех торжествующим взглядом.

Итальянцы пошептались и спросили робко:

- А с какою целью вы все это делаете?

Учитель вскинул брови, удивляясь вопросу, и ответил строго:

- Чтобы весело было!

А.П. Чехов. Масленичные правила дисциплины

§. Масленица получила свое название от русского слова «масло», которое в изобилии употребляется во время блинов, как чухонское, и после блинов, как oleum ricini.

§. По мнению Гатцука, Суворина и других календаристов, она начинается 28-го января и кончается 3-го февраля. Замоскворецкие же пупсики и железнодорожные бонзы начинают ее 1-го января и кончают 31-го декабря.

§. Перед масленицей сходи к мастеру и полуди свой желудок.

§. Всю неделю помни, что ты невменяем и родства не помнящий, а посему остерегай себя от совершения великих дел, дабы не впасть в великие ошибки. Истребляй блины, интригуй вдову Попову, сокрушай Ланина, сбивай с окружающих тебя предметов зеленых чёртиков, но не выбирай городских голов, не женись, не строй железных дорог, не пиши книг нравственного содержания и прочее.

§. Тратясь на муку, водку и зернистую икру, не забывай, что тебе предстоит еще ведаться с аптекарской таксой.

§. Если тебе ведением или неведением друзья твои или враги наставят фонарь, то не ходи в городскую управу и не предлагай там услуг в качестве уличного фонаря, а ложись спать и проспись.

§. Не всё коту масленица, придет и великий пост. Если ты кот, то имей это в виду.

В своей книге о самом сокровенном – родном и дорогом – «Лето Господне» замечательный писатель Иван Сергеевич Шмелёв рассказывает о народных праздниках. Целая глава посвящена Масленице. В ней автор описал свои детские впечатления: «Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость».

Детские впечатления всегда более яркие и запоминающиеся. Герой чувствовал своё единение со всеми людьми и Богом. Слово «масленица» ассоциируется у него с «живой яркой радостью». «Масленица… Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне; пылающие свечи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую, снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи…»

А вот как рассказывает Шмелёв о гуляниях, играх: «Масленица в развале. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с весёлыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные, внавалку, катаются на извозчиках с гармоньей. Мальчишки « в блина играют»: руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать – не выронить, весело бьются мордами».

Семь дней Масленицы – это подготовительная неделя к самому строгому и долгому для православных христиан посту – Великому. Масленица была своеобразным русским карнавалом, праздновавшимся шумно, весело, широко. В народе называли её «весёлой», «обжорной», «разорительницей». Поэтому все семь дней ели много, обильно, хотя и без мяса (неделя считалась мясопустной). Читаем у Шмелёва: «Стол огромный. Чего только нет на нём! Рыбы, рыбы…икорницы в хрустале, во льду, сиги в петрушке, красная сёмга, лососина, белорыбица – жемчужница, с зелёными глазками огурца, глыбы паюсной, глыбы сыру, хрящ, осетровый в уксусе, фарфоровые вазы со сметаной, в которой торчком ложки, розовые маслёнки с золотистым кипящим маслом на камфорках, графинчики, бутылки…»

«…За ухою и расстегаями - опять и опять блины. Блины с припёком. За ними заливное, опять блины, уже с двойным припёком. За ними осетрина паровая, блины с подпёком. Лещ необыкновенной величины, с грибками, с кашкой, наважка семивершковая, с белозерским снетком в сухариках, политая грибной сметанкой,.. блины молочные, лёгкие, блинцы с яичками…ещё разварная рыба с икрой судачьей, с поджарочкой, желе апельсиновое, пломбир миндальный – ванилевый».

Прощай, Масленица…

В этот день существовал хороший обычай: вместе с уходящей зимой отпускать все обиды, накопившиеся за год. Очистить душу, простить всех и получить прощение для себя. В этот день враги и недруги приносят друг другу извинение. Обнимались и приговаривали: "Да не зайдёт солнце в гневе нашем". И даже в простом быту люди после утрени и обедни отправлялись с возами калачей в острог, в яму, подавали нуждающимся посильные подачки и милостыню, выслушивая раскаяние, прощение.

Тема всепрощения звучит в стихотворении современного поэта Андрея Дементьева "Прощеное воскресение"

Прощаю всех, кого простить нельзя.
Кто клеветой мостил мои дороги.
Господь учил: "Не будьте к ближним строги.
Вас все равно всех помирит земля".
.......................
Прощаю всех я, кто желал мне зла ,
Но местью душу я свою не тешил.
Поскольку в битвах тоже не безгрешен.
Кого-то и моя нашла стрела.

Глава III .Масленица в изобразительном искусстве

К теме Масленицы обращались разные художники: Грузинский, Суриков, Белых, Маковский. Но больше всего картин на эту тему у Бориса Кустодиева.

Вот картина «Масленица» Бориса Михайловича Кустодиева, написанная в 1916году, на которой изображен масленичный карнавал. Кустодиев писал ее , будучи тяжело больным — художник был прикован к инвалидному креслу. В противопоставление своей болезни, он создал удивительно яркое, многоцветное и праздничное полотно. По цветовому и композиционному построению картина, написанная маслом в стиле модерн, перекликается с лубочными народными картинками. В лучах предзакатного солнца разворачивается народное гулянье. Зимний пейзаж, послуживший художнику фоном во многих его работах, создает карнавальную атмосферу. Мчатся сани, стая птиц взвивается в небо, люди катаются с гор. Вместе с автором полотна мы как будто смотрим на происходящее с высокого холма. Созданные в 1916-1920 годах, во время гражданской войны, голода, разрухи, картины проникнуты верой в бессмертие России, ее народа, праздников, истории. В них художник переносит зрителей в мир света, радости, достатка, где люди довольны жизнью: по улицам, ныряя на спусках, проносятся нарядные тройки и легкие санки, под солнцем сверкает иней и гирлянды разноцветных шаров, вьются цветные флажки на каруселях и балаганах. Где этот праздник, в каком городе России - неизвестно. Да это и не важно. Это образ России, каким его видел великий художник. Картины, изображающие масленицу, передают праздничную атмосферу этого народного гуляния. Яркие краски, присутствие солнца, радостные лица – всё это присутствует на полотнах разных художников.

Глава IV.Масленица в музыке

Приведенные описания Масленицы и картины русских художников дают представления о размахе празднования этого любимого в народе праздника. Можно ожидать, что и в музыке есть воплощения этой русской традиции в ее масштабном преломлении. С такой Масленицей мы встречаемся в фортепианной пьесе П.И.Чайковского «Февраль. Масленица», балете И. Стравинского «Петрушка», опере А.Н.Серова «Вражья сила».

С первых звуков фортепианной пьесы «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года» ощущение праздника наполняет душу слушателя. Простыми, но очень точными средствами П.И.Чайковский передает настроение веселого праздника Масленицы. В музыке слышатся характерные переборы гармоники, звон бубенцов русских троек, шум толпы и плясок.

Гулянье на Масленицу в Петербурге. Балаганы на Царицыном лугу. Движется пестрая толпа: военные, купцы, петербургские франты, старая графиня с лакеем, воспитанники кадетского корпуса, горничные, мастеровые. Появляются шарманщики и уличные плясуньи. Действие балета «Петрушка» И.Стравинского — это воплощение русской ярмарки с плясками, шарманщиком, балаганом. На фоне праздничного гуляния толпы разворачивается трагедия кукольного героя Петрушки, которого обманула ветреная балерина…

А вот песня Ерёмки из оперы А. Н. Серова «Вражья сила»:


Потешу я свою хозяйку –
Возьму я в руку балалайку...
Широкая Масленица? Ты с чем пришла?
Со веселием, да с радостью,
И со всякими сладостями,
С пирогами, с оладьями
Да с блинами горячими,
С скоморохами-гудошниками,
С дударем да с волынками,
Со пивами ячменными.
Со медами свяченными...
Широкая Масленица!
Ты зачем пришла?
Поиграть, позабавиться
С молодыми, со молодками,
Покататься да потешиться
С бубенцами валдайскими...
Широкая Масленица! Ты с чем уйдешь?
Велики мои проводы –
Поведут вон из города
На санях

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Свидетельство о публикации: