Конспект НОД "Русский национальный костюм"

Автор публикации:
Галкина Вероника Викторовна
г.Саратов

Задачи:
-познакомить детей с русским
народным костюмом;
-развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и образное мышление;
-формировать уважительное отношение к культуре своей страны, воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: куклы Настя и Ваня в русских костюмах; костюмы для детей и воспитателя; сундук c рисункам костюмов; конверты с заданиями; два мольберта; аудиоаппаратура; фонограммы
русской народной песни, колокольного звона.Одна половина зала оформлена как русская изба. Звучит фонограмма русской народной песни.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, сегодня вас ждет много сюрпризов, поэтому я вас попрошу быть особенно внимательными. А начнем мы вот с такого стихотворения:
Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути.
О чем это стихотворение?
Дети: О России- о стране, где мы живем. (На стене весит карта Росси)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту- это Россия, страна, где мы живем. Действительно, наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. (Показывает на карте.)
Богата она своей историей и обычаями. Ребята, вы любите, когда к вам приходят гости?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда встречайте. Это куклы Настя и Ваня. Посмотрите, какие они нарядные. Какая Настя?
Дети: Красивая, веселая, очаровательная, милая.
Воспитатель: А Ваня какой?
Дети: Веселый, симпатичный, праздничный, светловолосый.
Воспитатель:Куклы Ваня и Настя одеты в русские национальные костюмы. Так в старину
одевались люди. А чтобы мы больше узнали о костюмах и быте русского народа,
куклы нас приглашают совершить путешествие на несколько веков назад, в Древнюю
Русь. Вы Согласны? Тогда в путь.
Играет музыка, дети, взявшись за руки, проходят за ширму, переодеваются в русские костюмы и идут обратно. Гостей встречает Хозяйка избы.
Хозяйка: Здравствуйте, детушки милые, соколики пригожие, да какие все хорошие: губки – ягодки, глазки – пуговки, щечки –аленькие, все кудрявеньки. Проходите, проходите, мою избу посмотрите.
Дети
здороваются и рассаживаются на скамейке.
Зачем пожаловали?
Дети:Узнать о русских народных костюмах.
Хозяйка:
Есть у меня старинный бабушкин сундук. Много интересного он может нам
рассказать и даже показать. Давайте заглянем в него и узнаем, что же в нем хранится. (Открывает
сундук.)
Рассказ о женском комплекте.
В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Девицы украшали
голову лентами, венками, обручами, волосы заплетали в косу. А вот после
замужества женщины прятали волосы под головной убор, который называется
кокошник. Кокошники были разные: двурогие в форме полумесяца, островерхие с
«шишками» ,маленькие плоские шапочки с ушками и др. Волосы всегда аккуратно
убирали. Женщину с распущенными не
расчесанными волосами считали неряхой.
Вспомните русские сказки. Какой изображена Баба Яга?
Дети:
Неряшливой, растрепанной.
Хозяйка:
Основными частями женского костюма были рубаха и сарафан. Рубаха шилась из
белого полотна, длинной до пят, потом ее укоротили. Рубаху украшали вышивкой на
рукавах, подоле и воротнике. Поверх нее надевали сарафан. Они были всевозможных
цветов – красные, голубые, желтые, коричневые. Каждый цвет имел особое
значение: желтый означал солнце, богатство; голубой – небо, молодость;
коричневый – землю-кормилицу; красный – тепло , праздник. Посмотрите, девочки,
на свои наряды. Как украшены ваши сарафаны?
Девочки: Вышивкой, бисером, тесьмой.
Хозяйка: Особенно я бы отметила вышивку, так как это не просто украшение, а еще оберег
от всяких неприятностей. Она делалась прямыми и волнистыми линиями, крестами,
квадратами, треугольниками, ромбам, кругами. Знаками изображали землю, солнце,
воду, растения и животных. Вот какой красивый женский костюм. Берегу я это
богатство в своем сундуке, потому что много сил и старания вложено в него.
Любовь и бережное отношение к одежде отразилось и в творчестве нашего народа. И
мне очень приятно знать, что и теперь частушки так же любят, как и прежде. Ну что, споем?
Проводится физкультминутка. Дети выполняют движения по тексту.
Ой, лапти мои,
Лапоточки мои,
Вы скородили,пахали,
Танцевать сюда попали.
Куплю ситцу штуку целу,
Ленту алую для кос,
Поясок- рубаху белу
Подпоясать в сенокос.
Ах, мое приданое-
Крепкое, не рваное.
Вышивала я узор
На свой свадебный убор.
Рассказ о мужском комплекте.
А вот так выглядел мужской костюм. Он ,конечно, не так разнообразен, как женский. Но
от костюмов других народов его отличить можно. Особое внимание уделялось
рубахе-косоворотке. Может, кто-то из вас скажет, откуда взялось такое интересное название?
Дети: Ворот рубах сбоку, он косой.
Хозяйка: Верно, в отличие от современных рубашек, у которых застежки посередине. Рукава
у такой рубахи длинные широкие. Не закатав их, работать трудно или вообще невозможно. Вам приходилось слышать выражение « работать спустя рукава»? Когда так говорят?
Дети: Когда человек работает плохо.
Хозяйка: Посмотрите, как красиво украшены вышивкой рукава и подол рубахи. Сколько труда
и старания требовалось, чтобы создать такую красоту. А еще вышивка для чего нужна?
Дети: Чтобы оберегать от бед.
Хозяйка: Подпоясать рубаху можно было тонким опояском или кушаком. Мальчики, покажите,
где у вас кушак? Как по другому можно назвать эту деталь?
Мальчики: Ремень, пояс.
Хозяйка: Брюки назывались порты. Интересна история этого слова. Сначала словом «порты»
обозначали одежду вообще. Отсюда профессия – портной. Чем занимается портной?
Дети:Шьет одежду.
Хозяйка:Ну и, конечно же, обязательный элемент- это головной убор. Любой уважающий себя
мужчина не появлялся на улице без шапки. В самые древне времена чаще всего
носили колпаки из овечьей шерсти, затем появился карпуз - фуражка или кепка с
козырьком. Если такой карпуз украсить большим ярким цветком, смело можно было
идти на праздник, гулянье или посиделки. Хороши костюмы, да только без обуви далеко не уйдешь! Носили девицы и молодцы кожаные сапоги, похожие на современные. Но особой популярностью пользовались лапти, плетеные из липового лыка или бересты (березовой коры). Лапти очень быстро
изнашивались, в горячую пору и на три дня не хватало. Но плели их очень быстро и без особого труда ,как бы между делом, только лыко успевай заготавливать!
Ну вот и пуст мой сундук, все я показала, обо всем рассказала, и вам уже домой возвращаться пора. А чтобы вам особенно запомнилось это путешествие, возьмите с собой эти костюмы, берегите их так же,
как и я, чтобы потом подарить своим детям. До свидания!
Звучит музыка, куклы Ваня и Настя провожают детей.
Воспитатель: Вот мы и дома оказались. Понравилось вам в гостях у Хозяйки избы? Сейчас мы и узнаем,, кто внимательным был во время нашего путешествия.
Проводится игра «Собери костюм». Дети собирают и называют все его части. Женский- кокошник, рубаха, сарафан, лапти. Мужской- косоворотка, порты, кушак.
Ох,какие молодцы!
Парни наши- удальцы,
И девчата всем под стать-
Им не станут уступать.
Ребята, сегодня мы с вами познакомились с русским народным костюмом, даже смогли
примерить его на себя, услышали много необычных для нас слов, вспомнили поговорку, связанную с одеждой. Помните?
Дети:Работать спустя рукава.
Воспитатель:Мы говорили об одежде, которую носили в теплое время года. О зимней одежде вы
узнаете в следующий раз. А закончить занятие я бы хотела вот такими словами:
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела,-
Далеко ушла Россия
От страны, какой была!
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед,
Но преданья старины
Забывать мы не должны!
Всем спасибо. До новых встреч!

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации