Консультация для педагогов ДОУ "Взаимодействие с семьями детей дошкольного возраста"

Автор публикации:
Якушева Елена Викторовна
р.п.Солнечный, хабаровский край

Изменения, происходящие в сфере дошкольного образования, прежде всего, направлены, на улучшение качества. Оно во многом зависит от сотрудничества семьи и детского сада, подразумевающего взаимодействие воспитателей ДОУ с родителями на протяжении всего дошкольного детства.

В нынешних условиях жизни семья существенно меняется. Стали другие экономические условия жизни, система норм и семейных ценностей. Разрушились традиционные уклады, изменилось ролевое поведение мужчин и женщин в семье. Все это способствовало ослаблению воспитательного потенциала семьи. Но, ни для кого, ни секрет, что процесс становления полноценной личности ребенка происходит под влиянием различных факторов, первым и важнейшим из которых является семья. Важной ролью семейного воспитания является влияние на ценностные ориентации ребенка, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

  • Детский сад – первый социальный институт, первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья с целью воспитания и обучения ребенка, подготовки его к жизни в обществе.
  • Наш детский сад в течение многих лет проводит планомерную работу с родителями.
  • При этом мы решаем следующие задачи:
  • 1.Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей: создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержи и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

2.Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Для решения этих задач на начало каждого учебного года составляем перспективный план, в котором прописываем направления работы:

-деятельность по программе воспитания и обучения ребенка в детском саду;

-работа по укреплению и сохранению здоровья детей;

-работа в семейном клубе.

В начале каждого учебного года мы проводим родительские собрания в каждой возрастной группе, на которых родителей знакомим с задачами воспитания и обучения на год, проводим анкетирование, личные беседы, где выясняем структуру семьи, ее психологический климат, настроя родителей и ожиданий от пребывания ребёнка в детском саду.

В работе с родителями используем разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные: родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование, посещение ребёнка на дому, совместные вечера и праздники, оформление информационных стендов, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках детско-родительских работ по изодеятельности.

В группах оформлены уголки для родителей, где помещаются консультативные материалы по всем разделам программы. В специальных папках передвижках имеется подборка методических рекомендация для родителей, составленных педагогами и психологом (словесные речевые игры, профилактика заикания, правила общения с детьми, «Если ваш ребенок рассеян…» и другие темы). Воспитатели ежедневно оформляют стенды для родителей: «Чем мы занимались», «Закрепить дома», Выучите вместе с детьми».

В течение всего года медики, воспитатели, психолог, логопед, методист проводят как групповые, так и индивидуальные консультации с родителями («Родители и логопед – партнеры», «Как помочь ребенку освоить правила поведения», «Какие сказки читать перед сном» и др.)

Целенаправленно ведется работа с родителями подготовительной группы.

Проводятся индивидуальные беседы со специалистами детского сада, собрания совместно с учителями начальных классов, тематические выставки «Как подготовить ребенка к школе».

Одной из основных форм работы с родителями остаётся родительское собрание как общие, так и групповые. Два раза в год мы проводим общие собрания для всех родителей детского сада, где обсуждаем самые актуальные проблемы («Здоровье детей в наших руках», «Роль семьи в воспитании чувства доброты и отзывчивости», «Детство без жестокости и насилия» и др.)

В нашем детском саду традиционными стали проведение спортивных праздников. Очень полюбились детям и родителям праздники «Папа, мама, я - спортивная семья», «Семейные старты», ежегодный музыкально-спортивный праздник, приуроченный к «Дню защитника Отечества» и «Праздник мам». Дети вместе с родителями поют песни, читают стихи, отгадывают загадки.

Особое место занимают выставки совместного творчества родителей и детей ( Мы против пожаров», «Детская безопасность на дорогах», «Мастерская Деда Мороза» и др.) Основная цель таких мероприятий - сближение поколений ( детей, родителей, бабушек и дедушек), укрепление детско-родительских отношений в семье.

Нами был организован семейный клуб «Ромашка». Основной его целью является формирование психолого-педагогической компетенции родителей дошкольников.

Основные функции клуба: налаживание контакта с родителями; повышение педагогической грамотности родителей; раскрытие и реализация особенностей детей; диагностическая и консультативная помощь семьям имеющих проблемы в воспитании детей.

Заседание семейного клуба проводится два раза в месяц на базе детского сада. Руководители клуба старший воспитатель и педагог-психолог.

Работа семейного клуба планируется по трем блока:

Мотивационный блок: анкетирование «Мои плюсы и минусы» в речевом общении с детьми; тестовый опрос родителей; дискуссии «Общение с детьми: и сложно и легко», шпаргалка для родителей гиперактирные дети, и т.д.

Когнитивный блок: круглый стол «Особенности закаливания дошкольников»; лекции-беседы «Послушный язычок», «Адаптация и режим»; дискуссия «Правила поведения взрослых», «Профилактика травматизма»;консультации.

Практический блок: тренинг диалогических умений; семинары-практикумы «Приглашение к общению»; круглый стол «Здоровые ножки»; конкурсы «Цветы для мамы», «Новый год в моем доме»;

Во всех группах в конце года мы проводим анкетирование, где вываляем наиболее приемлемые и эффективные формы работы с родителями.

По полученным данным самыми эффективными являются мероприятия с участием детей и родителей, семейный клуб «Ромашка»,Общие родительские собрания.

Наиболее активным родителям в конце года на итоговом общем родительском собрании мы вручаем благодарственные письма от администрации детского сада.

Список используемой литературы:

  • 1.Родительские собрания в ДОУ/ Автор-сост. Т.В. Иванова.- Волгоград: ИТД «Корифей»,2008.
  • 2.Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия/ Под ред. Н.В. Микляевой.-М.: ТЦ Сфера,2010.
  • 3.555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада.- М.:ТЦ Сфера,2011.
  • 4.Психология семейного воспитания.- В.М. Минияров, Воронеж,2000.
  • 5.Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи// Управление ДОУ.2008.№3.С.8-12.
  • 6.Родительские собрания. Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО,2008.
  • 7.Педагог и семья. Е.П. Арнаутов.- М.: Педагогика.2001.
  • 8.О взаимодействии дошкольного учреждения с родителями.- М.,2002.
Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Свидетельство о публикации: