Конспект урока по географии в соответствии с ФГОС на тему "Погода".
Технологическая карта урока географии
в 6 классе
Учитель географии Карижская Ксения Владимировна
МКОУ «СШ № 1 г. Жирновска»
Тема урока: «Погода»
Цель: усвоение умения самостоятельно применять знания, умения, навыки, перенос в новые условия
Планируемые образовательные результаты:
- Предметные: Расширить знания о параметрах, характеризующих состояние атмосферы. Дать знания о погоде, методах изучения погоды, причинах изменения. Сформировать понятия: погода, метеорология, воздушные массы, синоптические карты.. Уметь выявлять причинно-следственные связи: погода- воздушные массы. Научить применять знания о погоде, использовать их в новых условиях.
- Метапредметные: Продолжать обучать приемам самостоятельной познавательной деятельности. Оформление выводов. Развивать логическое мышление, речь и внимание. Формировать информационную культуру, компьютерную грамотность и потребность в приобретении знаний. Продолжить формирование умения работать с источниками информации.
- Личностные: продолжить формирование у учащихся навыков межличностного общения, воспитания сотрудничества
Цель, адаптированная на ученика:
- Объяснять элементы и явления погоды,
- Устанавливать связи между элементами и явлениями погоды
- Уметь работать с источниками географической информации
- Тип урока: урок комплексного применения знаний
- Ведущий вид деятельности: повторение, обобщение, практическая работа
- Методы и приемы: частично-поисковый
Решаемые учебные проблемы |
Почему прогнозы погоды не всегда совпадают с реальной погодой. |
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Погода, метеорология, воздушная масса, синоптическая карта |
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Компьютерная презентация, интернет-ресурс |
Образовательные интернет-ресурсы |
www.yandex.ru, Gismeteo.ru |
Оборудование:
- Учебник для 6 класса Автор Домогацких
- Атлас для 6 кл.
- Календари погоды учащихся
- Набор фотографий "Погодные явления"
Организационная структура урока
Структурные элементы урока. Этапы. |
Дидактические задачи |
Содержание этапа урока. № слайда |
Деятельность учителя |
Деятельность обучаемых |
Показатели реальных результатов |
1. Орг. момент |
Подготовить учащихся к работе на уроке |
Настраивает на урок |
Включаются в работу |
Ученики полностью готовы к быстрому включению в деловой ритм |
|
2. Проверка ранее изученного. Актуализация знаний |
Проверить уровень усвоения учащимися материала предыдущего урока. Актуализировать опорные знания, умения; обеспечить мотивацию и принятие цели урока |
Слайд №1. Наводящий вопрос: Что мы изучали на прошлых уроках? (атм) 1.Какие параметры характеризуют состояние атмосферы? 2.Как называются приборы для определения параметров состояния атмосферы? 3.Какие природные явления протекают в атмосфере? Слайд №3,4 |
Предлагает вопросы 1 2 3 4 5 Выясняет опорные знания. |
Отвечают на вопросы. |
Раскрыты основные моменты предыдущего урока, проведена коррекция пробелов. Готовность учащихся активно-познавательной деятельности |
3.Создание проблемной ситуации |
Постановка проблемного вопроса: Есть общее название |
Создаёт проблемную ситуацию |
Отвечают на вопросы: - Что удивило? - Почему нет прямого ответа? |
Выявляют противоречия и осознают его. |
|
4.Целеполагание |
- Сформулируйте цель нашего урока? Как вы думаете, почему мы эту тему будем изучать? Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Формирование познавательных мотивов учебной деятельности. |
Слайд № 5 Погода - это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте в данное время: температура, ветер, атмосферное давление, облачность, осадки. |
Побуждает учащихся к высказыванию о понятии «погода». Предлагает учащимся самим сформулировать данное понятие. . |
Проявляют познавательную инициативу, формулируют понятие «погода», можно попросить сравнить с определением учебника. Самостоятельно формулируют цель урока. |
Осознают цели предстоящей деятельности. |
5. Постановка учебной задачи. 6.Выдвигается новая проблема |
Перечислите действия, которые нам нужно на уроке совершить, чтобы достигнуть поставленной цели. Нам с вами необходимо составить прогноз погоды? Сможем ли мы это сделать? А что нам может помочь в составлении прогноза погоды? А как вы думаете есть ли люди которые занимаются изучением и составлением прогноза погоды? |
Перечисляют задачи: Что называют погодой? Как наблюдают и описывают погоду? Из чего состоит метеорологическая станция? С помощью, каких приборов ведут наблюдение за погодой? Называют природные явления. Высказывают свои предложения и мысли. 1мм.рт.ст.- барометр (измеряет атмосферное давление); 2̊С – термометр (измеряет температуру); 3мм – осадкомер (количество осадков; 54% - гигрометр (относительную влажность воздуха); 5 м/сек. – анемометр (скорость ветра). Флюгер (направление ветра). Необходимо обратиться в текст учебника |
Смыслообразование, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Подвести к мысли что для описания погоды нужны приборы Найдите в тексте учебника стр ….. кто занимается изучение погоды |
Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний.. Говорят какие приборы необходимы Находят и зачитывают |
Познавательные: обобщение своих знаний; коммуникативные: речевая деятельность; регулятивные: инициативность и самостоятельность. логические – формулирование проблемы. Самостоятельно выполняют , находят. |
7. «Открытие» нового знания. |
Формирование основ теоретического мышления. Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать. Воспитывать способности высказывать свою точку зрения. |
Слайды № 9,10,11 Выводы о свойствах погоды: Изменение погоды в пространстве, во времени, подвижность. Слайды № 12, 13. «Воздушные массы» и их свойства. Воздушные массы - это большие объемы воздуха, обладающие определенными свойствами (температурой, влажностью, запыленностью). Разнообразие воздушных масс |
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов и противоречий. Организует работу с текстом учебника стр.133. «Отличается ли наш вывод от вывода в учебнике?» Формулирует определение понятия « Воздушные массы» и их свойства. |
Обсуждают в группах варианты выводов учебной задачи, обосновывают выборсвоего решения.Осуществляют самопроверку и сравнивают с выводами в учебнике |
Умение устанавливать причинно-следственные связи. Приемы самоконтроля правильности полученных результатов. |
3. Процессуально - содержательный ( Метеорологические наблюдения.) |
Просмотр видеофрагмента. Какие способы предсказания погоды вам известны? Знакомство с синоптической картой. Изучение условных обозначений синоптического кода |
- Перечисляют дополнительные признаки погоды Работа с синоптической картой. Выполнение заданий по карте |
Овладение практическими умениями использования синоптических карт для определения характеристик погоды.. |
Регулятивные: планирование, прогнозирование (управление своей деятельностью), инициативность и самостоятельность; познавательные: работа с информацией, обобщение; коммуникативное: навыки сотрудничества. |
|
8. Рефлексия (итог урока) |
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения) Дать оценку и анализ успешности достижения цели Синквейн |
Слайд№18 «Повторим главное» |
Предлагает вспомнить тему и задачи урока. Определить главные понятия. Оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. |
Воспроизводят главные понятия темы урока. Определяют степень соответствия цели и результатов деятельности. Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся этапы урока |
Объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. |
9. Домашнее задание |
Обеспечить понимание цели, содержания, способов выполнения д/з |
Слайды № 19,20 Параграф 20, выучить ключевые слова, ответить на вопросы. «От теории к практике» 1.Какая погода была утром, днем, вечером? 2.Как изменялись в течение дня основные характеристики погоды? 3.Какие изменения в природе были замечены в течение дня? 4.Как изменилась погода за день по сравнению с погодой предыдущего дня? |
Дает и инструктирует выполнение домашнего задания. |
Записывают домашнее задание. |
Реализация условий для выполнения домашнего задания всеми учащимися |