Статья экологическое воспитание детей в детском саду

Автор публикации:
Зайцева Ольга Алексеевна
город Ростов-на-Дону

Экологическое
воспитание детей в детском саду.
Воспитатель: Зайцева Ольга
Алексеевна
Для чего
необходимо в детском саду прививать любовь и бережное отношение к природе?
Экологическое
воспитание осуществляю в непосредственной образовательной деятельности по
познавательному развитию и других видах совместной деятельности детей и
взрослых: в утренних беседах, при наблюдениях на прогулках, на целевых
экскурсиях, в трудовой деятельности. Свою работу в этом направлении строю в
соответствии с требованиями «Программы
от рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и ФГОС, согласно возрастным критериям.
Огромное
значение в воспитании экологической культуры имеет организация предметно-развивающей
среды. Для этого в подготовительной группе «Донские казачата» созданы все
условия, оборудован уголок «Юный эколог», который делится на несколько отделов:
уголок комнатных растений, экспериментально-исследовательский центр, центр наблюдения
погодой. Знакомлю детей с комнатными
растениями в соответствии с программными требованиями. В подготовительной
группе дети знакомятся с комнатными растениями и растениями произрастающими на
улице. Размещая растения в уголке природы, учитываю их биологические
особенности: светолюбивые и теневыносливые, которые требуют частого или
умеренного полива. Растения подбираю яркие, привлекательные. На занятиях и в
повседневных наблюдениях знакомлю детей со строением растений, с разнообразием
листьев, стеблей, цветов, семян, с некоторыми способами вегетативного
размножения (в подготовительной группе), родиной растения и др. Для этого совместно
с родителями и детьми составили «Экологические паспорта растений». Труд в
уголке природы дети осуществляют под моим наблюдением и руководством. Проводим
сравнительный анализ в этом нам помогают наблюдения-эксперименты за растениями
(одно растение стоит в тени, а другое на свету; одно растение регулярно
поливаем, а другое - нет). В ходе таких наблюдений дети устанавливают взаимосвязи,
делают выводы о потребностях растения, что обеспечивает лучшее усвоение
учебного материала. Провожу с детьми сезонные наблюдения на грядках.
Знания о диких и
домашних животных, о птицах и насекомых, различных формах микроорганизмов и
многое другое дети могут почерпнуть из «центра информации» экологического
уголка. В нём я постаралась собрать необходимую информацию в соответствии с
возрастными интересами и запросами детей. Это различные альбомы, иллюстрации,
буклеты, энциклопедии, дидактические игры и разнообразные коллекции. Весь
накопленный материал по исследовательской работе и экспериментированию
находится в «центре исследования». Он включает в себя природные и другие
необходимые материалы и инструменты (безопасные!)
для проведения исследований, которыми мы пользуемся как во время специальных
занятий по ознакомлению с окружающим, так и в самостоятельной деятельности по
желанию детей. Это различная одноразовая посуда, пластиковые сосуды разных
объёмов, ложки, измерительные приборы и многое другое. Экологическое воспитание
продолжаю на прогулке во время наблюдения за сезонными явлениями в природе, за
изменением метеоусловий, за состоянием растений, поведением животных: птиц, насекомых. Провожу развлечения и досуги
на экологические темы: «У солнышка в гостях», «Встреча птиц», «Не обижайте
муравья!», «Берегите землю». К этой работе привлекаю родителей, которые
помогают изготовить атрибуты, костюмы, декорации, участвуют в проведении
мероприятия.
Особое внимание
по данному направлению уделяю региональному компоненту, проводя 1 раз в месяц
занятия по краеведению, на которых знакомлю детей с флорой и фауной лесов Ростовской
области, окрестностей и парков Ростова-на-Дону. В этом мне помогает метод
проектирования. Так в подготовительной группе мы с детьми создали проект
«Влияние сезонных изменений в природе на поведение животных нашего края.
Результатом работы по проекту стало накопление материала по данной теме
(сказки, публикации, открытки, письма, видеокассета и выставка совместных работ
воспитанников и их родителей.
На занятиях и в
повседневной деятельности знакомлю детей с природными особенностями организма
человека, с его взаимосвязью с природой. Большое значение уделяю вопросам
охраны окружающей среды от безответственной деятельности человека. В результате
проводимой мною работы дети достигли определённых результатов: пополнили знания
о растениях и животных в целом и нашего края в отдельности; стали больше
заботиться о братьях наших меньших; научились понимать и прислушиваться к
своему организму; начали проявлять заботу об окружающей среде и неравнодушное
отношение к изменениям, которые происходят в природе по вине человека.
Литература:
1 Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса
«Проектная деятельность дошкольников» Мозаика-Синтез Москва 2010 (№101)
2 8. В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова
«Конспекты занятий в старшей группе. Экология» ТЦ «Учитель» 2004 (№141)
3 9. Л.И. Грехова «В союзе с природой»
№147.

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Дополнительный файл публикации: