Консультация для воспитателей "КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ".

Автор публикации:
Галкина Вероника Викторовна
г.Саратов

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная
практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные
этапы:
1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную
и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности,
оборудование);
- с какими предметами научиться работать для
достижения цели.
3.Выполнение проекта – практическая часть.
4.Подведение итогов – определение задач для новых проектов. В настоящее время проекты классифицируются:
А) по составу участников;
Б) по целевой установке;
В) по тематике;
Г) по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений
используются следующие типы проектов:

1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации,детского дизайна;

2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и

решают по своему поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например
«Театральная неделя»).
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а
творческие – монопроектами.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов
должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляют работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, - между группами участников, но
бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста
используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!»,«Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
- межгрупповые:«Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
- творческие:«Мои друзья», «У нас в Нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины
России»;
- групповые:«Сказки о любви», «Познай себя», «Уральские самоцветы», «Подводный мир»,
«Веселая астрономия»;
- индивидуальные:«Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»,
«Сказочная птица»;
- исследовательские:«Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1 – 2
– неделю), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество А.С.Пушкина» - на учебный год).
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской
деятельности детей.
Задачи развития:
1) обеспечение психологического благополучия и здоровья
детей;
2) развитие познавательных способностей;
3) развитие творческого воображения;
4) развитие творческого мышления;
5) развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности
специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты),
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой
деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации