Консультация для родителей "Некоторые размышления о подготовке ребенка к посещению детского сада"

Автор публикации:
Галкина Вероника Викторовна
г.Саратов

Родители, наслышанные о трудностях подготовки ребенка к школе,

прочтя заголовок статьи, наверняка с ужасом подумают о том, что времена
изменились настолько, что ребенка нужно ещё специально обучать и для того,
чтобы попасть в детский сад. Но спешу их успокоить: речь пойдет не об обучении,
а о подготовке. Подготовке к чему? К здоровому образу жизни в детском саду.
Есть очевидные вещи, которые многие родители ( по крайней мере, по отношению к себе) воспринимают как случайные. К ним относится всплеск заболеваемости ребенка в то время, когда он начинает посещать детский сад. Пока малыш находится дома и не болеет, родители скептично воспринимают жалобы мам,которые после того, как их ребенок два-три дня посетит детский сад, три неделисидят с ним на больничном. Но когда ссобственным ребенком начинает происходить подобная «смена событий», мамы и папыс сожалением заключают, что это происходит со всеми. При этом «крайним»оказывается детский сад – рассадник инфекции, которую трудно одолеть любому ребенку. Эта позиция удобна тем, что не требует от родителей специальных усилий по предотвращению ситуации. Однако на эту проблему можно посмотреть иначе и попытаться найти ее причины.

Иммунная система ребенка существенно отличается от взрослой. Это легко понять, вспомнив, что на
любую инфекцию организм ребенка отвечает преимущественно поднятием температуры,
в отличие от взрослого организма, который уже может убивать микробов с помощью антител. Но есть еще одно отличие: эту ещё несовершенную и слабую иммунную систему легко подавляют собственные
эмоции ребенка. Это означает, что любой эмоциональный срыв может ослабить защитные механизмы. Но не только иммунная система ребенка отличается от таковой у взрослого. Ребенок обладает удивительной способностью обучаться. Обучаться даже тому, что не ожидает взрослый.
Рассмотрим ситуацию посещения детского сада с точки зрения мамы. Она два или три года была
дома неотлучно с ребенком. Ей очень хочется вновь очутиться среди людей, начать общаться со сверстниками, забыть на время проблемы кухни и проявить себя с профессиональной стороны. Она мечтает о том, что ребенок пойдет в детский сад, а у неё появится время на собственный рост. Она готовится к этому: подбирает хороший детский сад, красивое платье, и мысли ее все дальше улетают от привычной деятельности по уходу за ребенком.
Ребенок ощущает эти изменения в маме, но, в отличие от нее, он не обязательно радуется. Все слова, которые она говорит ему о своей работе и детском саде, не имеют для него не какого смысла, поскольку опыт его слишком ограничен. Это лишь может возбуждать его.
И вот наступает день «Х». Мама приводит ребенка в детский сад, где много веселых детей. Но вдруг её ребенок, который до сих пор так любил играть на прогулке с другими
детьми, хватается за её юбку, плачет и не желает не с кем общаться. Воспитатель
отрывает плачущего малыша от мамы, помогая ей не опоздать на работу. Целый день
мама делает свои дела, а вечером она вдруг понимает, что возвращение домой не
сулит ей радостного общения с ребенком: всю домашнюю работу, которую она легко
делала в течение дня, теперь нужно выполнить за 2-3 вечерних часа. Бегая между стиральной машиной, холодильником и плитой, она лишь успевает приготовить ужин, вымыть ребенка и уложить спать. Через два-три дня такой жизни ребенок просыпается утром с температурой, мама остается дома и полностью отдает себя ребенку, поскольку за эти несколько дней устали оба.
Стресс снижает активность иммунной системы. В любой группе детей обязательно есть набор вирусов, к каждому из которых их носитель устойчив, а другой ребенок – нет. Для того чтобы в ослабленном организме эта инфекция начала развиваться в полной мере, достаточно нескольких дней.
Столь короткий срок обусловлен ещё и тем, ,возвращаясь домой, ребенок не находит там привычных условий: мама взвинчена, возбуждена, думает не о нем и занята не им.
Но все чудесным образом преображается и все возвращается на круги своя, когда ребенок заболевает. Тяжело только первые два-три дня, когда острая боль, потом же целых две недели, пока врач не выпишет в детский сад, можно наслаждаться столь привычным общением с близким человеком. И тогда у ребенка срабатывает природный инстинкт, благодаря которому человечество приспособилось на Земле и завоевало ее всю, вытеснив менее удачливые виды. На неосознанном уровне ребенок понимает, что нужно лишь денек-другой поплакать, чтобы обеспечить надежное возвращение домой. Он обучается изменять состояние своей иммунной системы, меняя свои эмоции. Самые обучаемые дети делают это долго и регулярно. А неопытные мамы и сверхбдительные врачи могут сделать из них даже «профессиональных больных». Так называют детей из группы часто болеющих, среди которых наибольшую часть составляют аллергики разных видов. Стоит обратить внимание на то, что могут сделать родители, чтобы выти из этого порочного круга.
Первое , что следует сделать, -заранее начать готовиться к детскому саду. Лучше,
если ребенок будет привыкать к нему в течение определенного времени, например
месяца. При этом первый раз мама приходит в детский сад и остается вместе с
ребенком , пока он знакомится с детьми. Она может сидеть в раздевалке или в
самой группе, так , чтобы ребенок мог её видеть, при необходимости подойти к
ней и постоять рядом. При этом мама не чем не показывает, что может уйти.
Увидев, что ребенок устал, она вместе с ним уходит домой.
Подобное пребывание ребенка в детском саду позволит ребенку познакомиться с новыми обстоятельствами и привыкнуть к ним, а маме – узнать, подходит ли данный детский сад для ее ребенка или лучше поискать другой. Через несколько дней – это определяется состоянием ребенка, мама говорит ребенку ,что уходит на пять минут. Очень важно, чтобы она действительно вернулась через указанное время. Здесь важно не время ,а обязательность- возвращение в положенный срок.
В таких случаях можно заранее, еще по дороге в детский сад, описать всю последовательность действий: сначала мама уйдет на пять минут, затем придет , и они вместе будут делать то-то и то-то .Можно предложить ребенку маленькую меховую игрушку, сказав, что в отсутствие родителей она будет их заместителем.
Перед тем как ребенок начнет ходить в детский сад регулярно, стоит ему рассказать, что в течение дня будет делать каждый член семьи. Мама пойдет на работу, чтобы заработать деньги для всей семьи, а также чтобы сделать какое – то полезное дело для всех (у каждого
родителя- свое дело).Соответственно описывают , что будет делать на работе
папа. Обязательно говорят о том, что и у ребенка есть важная задача в детском
саду – учиться и расти, чтобы стать таким, как его родители. Можно говорить о
разных приятных вещах и для взрослого, и для его малыша ,тем самым положительно подкрепляя потребность и необходимость пребывания в детском саду.
Также родителям необходимо продумать свое поведение после возвращения ребенка из детского сада. Лучше проявить по отношению к нему те чувства, которых так не хватало ему в детском саду. Стоит так распределить время родителей, чтобы после детского сада
кто-то из них смог побыть с малышом показать ему, как они скучали о нем, когда все были вдали от семьи.
Изменить свое поведение необходимо и во время болезни. Даже при всех обстоятельствах ребенок может заболеть, поскольку , к сожалению, количество ослабленных детей постоянно растет. Чтобы не сформировалась патологическая реакция потребности в заболевании, необходимо вести себя с ребенком во время болезни определенным образом. Это означает, что внимания к нему должно быть ровно столько, чтобы снять болезненные симптомы, но не вызвать ощущения выгоды от болезни.
Следовательно, условия должны быть таковыми, чтобы болеть было скучно. Более
того когда ребенок начал выздоравливать, у него сразу же должны появляться обязанности, которые были и вне болезни.
При организации посещения детского сада родителям следует помнить о консерватизме ребенка и необходимости раскрывать ему всю последовательность событий, поскольку
ограниченность его собственного опыта еще такова, что он не может представить
ее сам. И еще – родители не должны обманывать ребенка. Обманутый ребенок перестанет
верить, а значит, сам в силу своих возможностей рисовать свое будущее. Весьма
возможно, что оно будет походить на жизнь детей из детских сказок – страшилок.
Если все же что-то не складывается при начале посещения ребенком детского сада, не стоит пенять на то, что это есть у всех: необходимо еще раз продумать все моменты, на которые могут повлиять родители.
1.Возможно, системы воспитания в вашей семье и в детском саду
принципиально отличаются. Стоит хорошо подумать, какую из них стоит корректировать, а какую – менять. Можно открыто поговорить о своих сомнениях с воспитателями.
2.Есть вероятность, что не складываются отношения между вашим ребенком и воспитателем. Это возможно, если воспитатель жестко проводит собственную политику в группе.
3.В группе могут быть дети, которые мешают вашему ребенку, а у него нет навыка в отставании собственной позиции. Попробуйте научить вашего ребенка вести себя так, чтобы выйти из под влияния обидчика.
4.Возможно, что при всех ваших условиях вы не смогли вселить в своего ребенка уверенность в том, что он безоговорочно любим вами. Тогда стоит понаблюдать за собой и,
возможно, обратиться к психологу: практически все проблемы, которые есть у ребенка, являются не его проблемами, а проблемами его родителей. В этом случае если родители не готовы к жизни, то ребенок не готов к детскому саду.

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации