Конспект внеклассного мероприятия: «Искусство успевать»

Автор публикации:
Реутинский Дмитрий Николаевич
Ставрополь

Внеклассное мероприятие «Искусство успевать»

для воспитанников 6-х классов

Цель: способствовать формированию таких качеств характера, как обязательность, организованность, собранность, общекультурных компетенций и ценностно-смысловых ориентаций.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания воспитанников о рациональном использовании времени;
прививать навыки самостоятельного поиска информации по заданной теме и
развивать мотивацию к познанию нового материала;
Развивающие: побуждать к планированию своего времени и упорядочению нагрузок, к выполнению режима дня;
Воспитательные: способствовать формированию культуры труда и отдыха; качеств, необходимых для плодотворной индивидуальной и коллективной работы, саморазвитию личности.
Форма мероприятия:
беседа с элементами ситуативного практикума и выполнением практических заданий. Тип мероприятия: информационно-познавательный.

Место проведения: аудитория, оснащенная персональным компьютером, мультимедийным проектором и интерактивной доской.
Материально-техническое обеспечение: персональный компьютер, мультимедийный проектор и интерактивная доска.
Этапы мероприятия:
Внеклассное
мероприятие «Искусство успевать» проходит
в два этапа:
I этап – подготовительный 2 дня
II этап – беседа с элементами ситуативного практикума и выполнением практических заданий 45 минут
План мероприятия:
1. Организационный момент 4 минуты
2. Вводная часть 6 минут
3. Основная часть 30 минут
4. Заключительная часть 5 минут

Ход мероприятия:
I. Организационный момент
Воспитатель:
- Здравствуйте товарищи кадеты! Сегодня мы с вами поговорим о проблеме современного общества – о нехватке времени.

Эпиграфом
нашей беседы я выбрал следующие цитаты:
-Чтобы узнать цену одного ГОДА, спроси
студента, который подошел к последним экзаменам.
-Чтобы узнать цену одного МЕСЯЦА, спроси мать, которая родила ребенка слишком
рано.
-Чтобы узнать цену одной НЕДЕЛИ, спроси издателя еженедельного журнала.
-Чтобы узнать цену одного ЧАСА, спроси влюбленных, ожидающих встречи.
-Чтобы узнать цену одной МИНУТЫ, спроси кого-то, кто опоздал на поезд,
самолет или автобус.
-Чтобы узнать цену одной СЕКУНДЫ, спроси того, кто пережил несчастный случай.
-Чтобы узнать цену одной МИЛЛИСЕКУНДЫ, спроси того, кто на Олимпийских Играх
получил Серебряную медаль.
Как вы думаете, является ли данная проблема актуальной лично для вас? Хватает вам времени, чтобы успевать сделать все свои запланированные дела? Как вы видите вопросов много, а времени у нас мало и не будем его тратить попусту.

II. Вводная часть
Воспитатель:
- Вы правы. Цену времени знали во все времена, недаром о том, как ценили время наши предки, свидетельствуют созданные ими пословицы и поговорки. Кто может
озвучить их?
- Но почему данная проблема стала очень актуальной именно в наши дни?
- Правильно. В наш век, век цифровых информаций и технологического прогресса, когда обмен информацией происходит за считанные миллисекунды, когда нужно жить в ногу со временем и успевать качественно, выполнять свою работу, чтобы быть востребованным обществом, именно вопрос: «Как все успеть?» выходит на первый план. И сегодня мы с вами, попробуем получить ответ на этот и другие, интересующие нас вопросы, научимся тому, как рационально использовать время и главное, познакомимся с новым для вас видом искусства - искусством успевать.
Давайте с вами сейчас узнаем, как вы тратите свое время, надеюсь, все выполнили задание провести хронометраж своего свободного времени? Кто желает выступить? Как мы с вами видим вашим товарищам времени или не хватает, или они тратят его не рационально. Проблема?
Да! И я думаю это проблема большинства из вас. Давайте на сегодняшнем нашем
мероприятии попробуем выяснить, где и почему каждый из нас теряет время и как
этого избежать.

III. Основная часть
Воспитатель:
- Л.Н. Толстой писал:
«Имей цель для жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца,
для недели, для дня и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим». Есть
ли у вас цель? Чего вам не хватает для ее достижения?
Молодцы. Теперь внимательно посмотрите на все то, что вы перечислили и скажите, что можно и нужно менять в себе, чтобы добиться намеченной цели, а над чем мы не властны?
Правильно. Можно запастись терпением, получить новые знания, натренировать силу воли и выработать усидчивость, но время, единственное, что мы не можем изменить и вернуть.
Значит, мы никогда не сможем достичь поставленных целей, спросите вы? Конечно,
сможем. Время не остановить, не вернуть, его нельзя заставить идти быстрее
или медленнее, но им можно и нужно научиться управлять, беречь его и тратить
с умом. Именно поэтому мы и поговорим сегодня о времени и о том, как оно дорого
для любого человека, но главное как сделать его своим союзником. Один мудрец
сказал: «Время – это ткань, из которой соткана жизнь». Научиться
беречь свое и чужое время надо уже сейчас, учась в школе. Это годы не только
учения, но и становления личности, подготовки к дальнейшей жизни. Сейчас вы учитесь в 6 классе, но уже скоро вам предстоит определиться с выбором профессии.
Многие отдадут предпочтение военной профессии, а как вы знаете, фактор
времени в данной области играет важную роль. Кто может сказать почему?
Правильно! Выполнение приказа или боевой задачи требует умения грамотно
распределять время и свои силы, необходимо выполнять их своевременно и точно
в срок, ведь от их выполнения порой зависят чьи – то жизни или ход и
результат боевой операции.
Проблема рационального использования времени актуальна для всех, но особенно актуальна для детей и подростков. В школьном возрасте вы активно посещаете различные кружки, секции, много времени отдаете общению. Часто учебные занятия отодвигаются на третий план, что ведет к хроническому отставанию, потере интереса к школьным предметам, к конфликтам с родителями и преподавателями, стрессам. Причина – неорганизованность, нерациональное использование времени, несоблюдение элементарных правил самоорганизации. Для начала давайте с вами разберемся с некоторыми понятиями качеств, как вы их понимаете:
1. Обязательность и обязательный – добросовестный, ответственный, всегда готовый оказать содействие, помощь.
2. Организованность и организованный – планомерный, отличающийся строгим порядком, собранностью, самодисциплиной, умением действовать точно и
планомерно.
3. Собранность и собранный – умеющий сосредоточить свои мысли, волю, чувства на чем- либо одном, главном.
Вы можете сказать, что обладаете всеми этими качествами или может быть, и вам приходилось наблюдать у себя признаки такого заболевания, как неорганизованность? Часто вам приходится доделывать домашнюю работу ночью, вместо сна или вам приходилось страдать от неорганизованности ваших друзей?
Примерные ответы кадет:
- Бывало иногда, но, мне кажется, я этой болезнью не страдаю.
- Я все успеваю.
- Ты успеваешь, потому что целыми днями уроки делаешь, тебе даже погулять некогда.
- У меня постоянно не хватает времени на уроки, я считаю, что главное - это друзья.
- А я даже и не сажусь за домашние задания - все делаю в школе на переменах или на уроках!
- Я дружил с мальчиком, он все время опаздывал, забывал о своих обещаниях, отнимал у меня много времени своими телефонными разговорами. Мне это надоело, и наша дружба закончилась.
Воспитатель:
У меня сложилось такое впечатление, что некоторые из вас постоянно нарушают правило: «Нельзя, чтобы важная работа стала срочной». Как вы понимаете это правило?
Примерные ответы кадет:
- Сначала нужно делать важные дела, а потом второстепенные.
- Нельзя откладывать важные дела на вечер.
- Это значит, что важную работу нужно делать днем, когда у тебя много сил, а не ночью, когда ты хочешь спать.
- Значит, нужно составить план и распределить всю работу, чтобы хватило времени на все дела.
Воспитатель:
Мне кажется, что вы совершенно правильно понимаете смысл этого выражения. В первую очередь нужно делать важные дела, а уже потом приступать к второстепенным. Вопрос лишь в том, как отличить одно от другого.

Тренинг «Учимся управлять временем или искусство успевать»
1. Составим список важных дел
Сегодня мы будем этому учиться. Наш тренинг
мы назовем «Учимся управлять временем или искусство успевать». Сначала мы
составим список важных дел.
(Кадет) будет писать все дела, которые ему нужно сделать сегодня. А вы на листках будете составлять список своих дел. На это вам дается 2 минуты.
Теперь посмотрим на доску, казалось бы, все дела тут самые важные и самые нужные! И поиграть на ноутбуке, и посмотреть телевизор, и почитать книгу. Кто скажет, что это менее важно, чем, например, выучить стихотворение наизусть или решить задачу по алгебре? Теперь будем отделять важное дело от неважного. Для этого нужно просто задать себе вопрос: «Что будет, если я этого не сделаю, не выполню?» Ответив на этот вопрос, вы сразу увидите свои важные дела и отметите их в своем списке восклицательными знаками. Сейчас (кадет) произведет оценку всех дел из своего списка, и мы сразу все поймем. Он должен назвать дело, задать вопрос, что будет, если он этого дела не выполнит, честно ответить на него и отметить
важные дела восклицательными знаками. Кадет анализирует список своих дел,
отмечает важные дела.
Воспитатель:
Спасибо. Кто еще хочет показать, как он научился отделять важное дело от неважного?
Один-два кадета по желанию поднимают руки, комментируют свои списки.
Воспитатель:
- Итак, мы определили для себя самые важные дела. Их мы будем делать в первую очередь. А как быть с неважными делами?
Неважные дела лучше вообще не делать или выполнять в последнюю очередь.
2. Разобьем большое дело на маленькие части
Переходим ко второй части тренинга.
Как рассчитать силы, чтобы довести важное дело до конца? Это совсем непросто.
Многие люди часто переоценивают свои силы и недооценивают время. Им кажется,
что они могут решить задачу очень быстро. А на самом деле всегда оказывается,
что времени на это нужно в 3 раза больше. Иными словами, если вам кажется,
что для сочинения вам хватит одного часа, будьте уверены, что понадобятся все
три!
Два-три ученика по желанию поднимают руки, рассказывают, как бы они разбили на части работу над сочинением, составлением хронологической таблицы и т. п.
Воспитатель:
Чтобы не попасть в ловушку времени, нужно дробить задачи и дела на более мелкие и делать их постепенно. Например, не стоит сразу учить все 5 частей стихотворения. Можно каждый час учить по одной, а в перерывах заняться чем-то другим.
Подумайте, как можно разбить ваше важное дело, чтобы к концу дня оно не навалилось на вас всей своей тяжестью, которая может просто придавить.
3. Умей давать обещания
Третья часть нашего тренинга называется «Умей давать обещания».

Как часто мы легкомысленно обещаем что-то сделать, не задумываясь о том, хватит ли у нас сил на это. В результате или не выполняем обещания, или выполняем его за счет каких-то своих важных дел.

Воспитатель:
Чтобы все успевать и не нарушать данное слово, нужно следовать трем простым правилам:
• не торопиться соглашаться, а принять решение, только взвесив свои силы и рассчитав время;
• честно сказать «нет», если не сможешь выполнить;
• взять на себя только посильную часть задачи.
Попробуйте вспомнить, приходилось ли вам давать опрометчивые обещания. Как бы вы вели себя теперь?

Два-три воспитанника по желанию поднимают руки, рассказывают о своих обещаниях, высказывают предположения о том, как надо было поступить.

4. Учимся ценить каждый час
Заключительная часть нашего тренинга называется «Учимся ценить каждый час».

Давайте посчитаем. В сутках 24 часа, 8 часов мы спим, 6 часов - школьные уроки. Нам остается 10 часов. Если мы научимся использовать каждый час, станем хозяевами своего времени и будем успевать гораздо больше. Как же это сделать? Нужно просто ценить каждый час.
Для этого проведем упражнение «Чувство времени».
Кадеты тестируют себя – насколько точно они ощущают течение времени. Давайте проверим, насколько у каждого из вас развито чувство времени. Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь после моей команды „начали" уловить тот момент, когда пройдет минута. При этом не надо считать про себя. Как только, с вашей точки зрения, минута пройдет, поднимите руку и откройте глаза. При этом продолжайте молчать до тех пор, пока все не откроют глаза. Итак, начали. Молодцы!
· люди, чьи внутренние часы сильно спешат. Их интересы устремлены вперед в будущее (они живут «там и потом»);
· люди, чьи внутренние часы отстают. Их интересы обращены в прошлое (они живут «там и тогда»);
· люди, чьи внутренние часы идут точно. Их жизнь зафиксирована только на настоящем (только «здесь и сейчас»);
· люди, чьи внутренние часы немного убегают вперед. Их интересы связаны с настоящим, которое является частью будущего («мое завтра начинается сегодня»).
Сегодня мы узнали четыре секрета организации времени.
Эти секреты помогут вам стать хозяином
своего времени, а значит, помогут везде успевать. Давайте с вами составим памятку
«Как стать хозяином своего времени?». Какие правила вы бы включили в эту
памятку?
Памятка
«Правила самоорганизации»
1. Заведите себе «дневник времени» (или личную рабочую книгу). Он одновременно может служить вам и календарем, и средством для планирования времени, и записной книжкой.
2. Правильно распределяйте дела по времени:
· составление списка дел;
· упорядочение дел в списке (подумайте и запишите, в каком порядке вы будете завтра выполнять намеченные мероприятия);
· разделение списка на два: список регулярных дел и список прочих дел.
3. Если в течение дня вы выполнили запланированные дела, поставьте «+», если не сделали – поставьте «-».
4. После того, как вы обдумаете выполненные и невыполненные дела, составьте план на новый день, включив в него те дела, которые вы не успели доделать.
5. Маленькие дела на 3 минуты необходимо делать сразу. Дела, на выполнение которых нужно больше, чем 3 минуты, нужно сделать в ближайшее время.
6. Начатое дело доводите до конца, иначе вы снижаете свою эффективность в 5 раз.
IV. Заключительная часть
Воспитатель:
В мире много интересного и удивительного, поэтому человек, который не ценит свое и чужое время, подобен нищему, живущему среди сокровищ. Он живет как слепой или
глухой. Ум и чувство времени надо тренировать. Научитесь беречь свое и чужое
время. Никогда не опаздывайте, проводите свое время с пользой, и вы станете
достойным человеком. И самое главное: чем больше у тебя дел и занятий, тем
больше у тебя будет свободного времени. Это подтвердит каждый, умеющий
правильно распределить дни, часы, минуты и секунды. Природа отмерила нам всем одинаковое количество времени. Только одни за сутки успевают очень многое, а другие даже уроки не успевают делать. Как вы думаете почему?
Подводя итог нашего мероприятия, я предлагаю вам завести дневник времени, назначить себе экспериментальную неделю, в течение которой отмечать, на что потрачен каждый час. Можно учитывать время с 16:00 до 22:30 и вы узнаете, на что тратится ваше время. Попробуйте!
Возможно, это поможет вам в вашей самоорганизации: вы будете быстрее и
качественнее выполнять домашнюю работу, успевать посещать секции, и при этом
останется время на отдых и занятия любимым делом. А через неделю мы с вами
соберемся и проанализируем наш эксперимент.
В заключение, хотелось бы узнать ваше мнение о нашей беседе, была ли она
интересной для вас, какую полезную информацию вы узнали?
Как вы считаете, помогут ли вам правила самоорганизации в вашей повседневной деятельности?



Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Дополнительный файл публикации: