Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС дошкольного образования

Автор публикации:
Мурзагалиева Озипа Бахтакалиевна
город Маркс Саратовская область

Моделирование образовательного процесса

с учетом ФГОС дошкольного образования

  • В настоящее время педагогическому коллективу необходимо разработать модель организации образовательного процесса в возрастных группах в соответствии с ФГОС и образовательной программой своего дошкольного учреждения.
  • На этом этапе важная роль отводится методической деятельности. Что необходимо сделать?
  • •разработать план по введению ФГОС и обновлению образовательного процесса;
  • • проанализировать определить достаточный и необходимый уровень профессиональной компетентности педагогов на основе профессионального стандарта «Педагог»;
  • •обозначить особенности каждого педагогического сообщества, определить роль и место их в методическом сопровождении внутри целостной системы методической работы;
  • •организовать инновационную и внедренческую деятельность в образовательной организации, с целью повышения качества образовательного процесса.
  • •В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» он должен обладать компетенциями, условно разделенными на три пространства деятельности:
  • •Общепедагогическая функция. Обучение.
  • •Воспитательная деятельность.
  • •Развивающая деятельность.
  • В каждом из трех пространств деятельности конкретизируются «трудовые действия», «необходимые умения», «необходимые знания» и «другие характеристики».
  • Основаниями для моделированияобразовательной работы могут являться: региональная политика в области оптимизации деятельности образовательных организаций;
  • •образовательная программа организации, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и Примерной образовательной программой.
  • • приоритеты в содержании образовательного процесса, учет образовательных запросов потребителей образовательных услуг;
  • •условия, созданные в организации для реализации Программы, (кадровые, научно - методические, психолого-педагогические, созданные и гибко меняющиеся предметно-пространственные среды)

В настоящее время в образовательном процессе выделяется два основных блока:

  • - совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;
  • - свободная самостоятельная деятельность детей.
  • Такая структура образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет).
  • Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является, по сути, процессом «усвоения» содержания в видах деятельности. (Д.Б. Эльконин).
  • Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С. Выготского такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.

Взаимодействие педагога с ребенком – центральный процесс в образовании детей дошкольного возраста.

  • В процессе этого взаимодействия у ребенка
  • –Происходит развитие способов (средств) действия
  • –Развивается познавательная мотивация и увлеченность
  • –Развиваются и транслируются культурные нормы – в том числе, нормы взаимодействия с другими людьми
  • Педагог подбирает средства развития (методы, формы, материал), тем самым
  • –Возникают (не возникают) индивидуальные образовательные траектории

В нормативном контексте необходимо оценивать тип взаимодействия взрослых с детьми как основное условие развития в дошкольном возрасте

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н.А. Короткова):

  • 1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  • 2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения)
  • 3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
  • 4. Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).

Основные позиции обновления организации образовательного процесса:

  • •Комплексно - тематическая модель организации образовательных содержаний. Тема выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме; реализуется в разных видах детской деятельности (тематический день, неделя, месяц)
  • Предметная среда гибко меняется в соответствии с содержанием – темой.

Образовательный процесс направлен не только на расширение осведомленности ребенка об окружающем, важны воспитательные цели, ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.

Выстраиваются партнерские взаимодействия взрослого с ребенком. Предъявляются высокие требования к общей культуре воспитателя и к его творческому потенциалу.

Формы образовательной деятельности:

  • •Программные цели и задачи дошкольного образования реализуются при комплексно- тематическом планировании ( тематический час, день, тематическая неделя и т.д.) и организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
  • • Формы и методы выбирает педагог самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
  • Примеры форм организации двигательной детской деятельности:
  • •Подвижные игры с правилами
  • •Подвижные дидактические игры
  • •Игровые упражнения, игровые ситуации
  • •Соревнования, досуги
  • •Ритмика, аэробика, детский фитнес
  • •Спортивные игры и упражнения.
  • •Аттракционы
  • •Спортивные праздники
  • •Гимнастика (утренняя и пробуждения)
  • •Организация плавания и др.

Основные позиции обновления организации образовательного процесса:

  • •Профессиональное взаимодействия педагогов с детьми
  • •Психологическое сопровождение образовательного процесса
  • •Четкая организация взаимодействия специалистов
  • •Создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями воспитанников. Ребенок в пространстве семьи (ориентация на семью и ценности семейных отношений)

Активное взаимодействие с различными социальными институтами: учреждениями культуры, спорта и т.д.

  • Дошкольная педагогика отошла от формулировки «работа с родителями» и поставила перед педагогами задачи - установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей.
  • Эти отношения определяются понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие", под которыми подразумевается двусторонний процесс, ориентированный на повышение педагогической культуры родителей, их включение как полноправных партнеров в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Ключевые задачи обновления образовательного процесса с учетом ФГОС ДО:

  • 1. Наполнить жизнь ребенка интересным содержанием.
  • 2. Творческий подход к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов.
  • 3. Широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций.
  • 4. Вариативность в отборе тем, форм, средств, методов, (новизна и разнообразие).
  • 5. Исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма.
  • 6. Внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям
Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации