РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ на 2014-2015 учебный год

Автор публикации:
Мурзагалиева Озипа Бахтакалиевна
город Маркс Саратовская область

I. Целевой раздел программы

1.1 Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой МДОУ-д/с № 14 , и с учетом примерной основной образовательной программой воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада «Радуга» Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик, Е.В., Соловьева, С.Г. Якобсон (Москва: «Просвещение», 2014 г.)

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

1.1.2 Цель и задачи Программы

Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач:

– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе художественно-эстетических и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

– формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

– формирование предметно-развивающей среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и

укрепления здоровья детей.

1.1.3 Программа сформирована с принципами и подходами, определёнными ФГОС:

1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства

(дошкольного возраста), обогащение (амплификация)детского развития.

2. Принцип построения образовательной деятельности на основе

индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования.

3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.

5. Принцип сотрудничества с семьей.

6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных

действий ребенка в различных видах деятельности.

8. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

9. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.

Программа строиться с учетом тематических недель и мониторинга группы

План проведения тематических недель

в МДОУ–д/с № 14 для воспитанников

подготовительной к школе группы

№ п/п

Месяц

Дата проведения

Тематика недель

1.

Сентябрь

1-ая неделя

Портрет Июня, Июля и Августа

2.

2-ая неделя

День знаний

3.

3-ая неделя

Мы их знаем

(жизнь растений и животных)

4.

4-ая неделя

Портрет Сентября

(оформление альбома иллюстрациями)

5.

Октябрь

1-ая неделя

Профессия «Учитель»

6.

2-ая неделя

Кругосветное путешествие под российским флагом (Моря)

7.

3-ая неделя

Наши бабушки и дедушки

8.

4-ая неделя

Портрет Октября

(продолжение оформления альбома иллюстрациями)

9.

Ноябрь

1-ая неделя

Мой край

10.

2-ая неделя

Кругосветное путешествие под российским флагом (Пустыни)

11.

3-ая неделя

Проводы осени

12.

4-ая неделя

Портрет Ноября

13.

Декабрь

1-ая неделя

Здравствуй, зимушка – зима!

14.

2-ая неделя

Кругосветное путешествие под российским флагом (Горя)

15.

3-ая неделя

Портрет Декабря

16.

4-ая неделя

Скоро, скоро Новый год!

17.

Январь

1-ая неделя

Семейный праздник «Рождество»

18.

2-ая неделя

Кругосветное путешествие под российским флагом (Северный полюс)

19.

3-ая неделя

Портрет Января

20.

Февраль

1-ая неделя

Кругосветное путешествие под российским флагом (Подводный мир)

21.

2-ая неделя

Портрет Февраля

22.

3-ая неделя

Славные дети Отечества

23.

4-ая неделя

Проводы зимы

24.

Март

1-ая неделя

Кругосветное путешествие под российским флагом (Джунгли)

25.

2-ая неделя

Мамин праздник

26.

3-ая неделя

Вода, вода, кругом – вода.

27.

4-ая неделя

Портрет Марта

28.

Апрель

1-ая неделя

Животные – наши друзья

29.

2-ая неделя

Космические путешествия

30.

3-ая неделя

Кругосветное путешествие под российским флагом (Африка)

31.

4-ая неделя

Портрет Апреля

32.

Май

1-ая неделя

Весна и труд!

33.

2-ая неделя

Спасибо деду за Победу!

34.

3-ая неделя

Портрет Мая

35.

4-ая неделя

Праздник Знаний

(итоговый, познавательный)

1.2 Возрастные особенности детей подготовительной группы 6-8лет

«Мечтатели, помощники, будущие ученики»: 6—8 лет

Ключ возраста. Произвольность поведения и психических процессов имеет решающее значение для успешности школьного обучения, ибо означает умение ребёнка подчинять свои действия требованиям учителя.

Эмоции. Совершенствуется способность контролировать проявления непосредственных эмоциональных акций.

Развивается система устойчивых чувств и отношений — глубокая и осознанная любовь к близким, включая иногда домашних питомцев; устойчивые отношения дружбы, включающие эмпатию.

Восприятие. Совершенствуется произвольность восприятия. Оно становится самостоятельным процессом. Ребёнок может произвольно ставить перед собой задачи на восприятие и использовать для этого специфические приёмы.

Память и внимание. Формируется произвольность памяти и внимания, которое становится одной из важных составляющих готовности к школе. Произвольность этих процессов выражается в том, что ребёнок может запоминать то содержание, которое ему

данный момент неинтересно и не нужно, и быть внимательным.

Речь. На седьмом году жизни ребёнок практически овладевает всеми сторонами родного языка: звуковым составом, словарём, грамматическим строем. Развитие голосового аппарата ребёнка даёт ему возможность правильно произносить все звуки родного языка. В активном словаре ребёнка седьмого года насчитывается почти 3000—3500 слов.

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком: усвоение звукового и словарного состава, грамматического строя.

Мышление ребёнка после 5 лет, как уже отмечалось, отличает способность удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событий. На этой основе формируются представления об изменениях признаков предметов, а также их количества. Дети 6—8 лет могут оперировать количествами, увеличивать и уменьшать их, правильно описывать эти ситуации на языке математики как действия сложения и вычитания.

К концу дошкольного детства у детей формируется первичный целостный образ мира, в котором они живут, отражающий основные его закономерности.

Деятельность. Совершенствуются навыки произвольного контроля на всех этапах осуществления деятельности. Формируется произвольность внимания и памяти. Произвольное внимание необходимо в работе, так или иначе связанной с тем или иным образцомнаглядным или же заданным в форме словесной инструкции.

Реализуемые в игре партнёрство и взаимодействие стимулируют развёртывание планирования, регуляции и контроля совместной деятельности и тем самым обеспечивают увеличение времени, приходящегося на совместную игру по сравнению с индивиду

Игровые замыслы детей 6—8 лет заметно отличаются от игровых замыслов детей среднего дошкольного возраста своей новизной, богатством и оригинальностью. Именно поэтому в играх детей этого возраста начинает ярко проявляться событийная сторона сюжета.

Сознание. Изменения характеризуются развитием так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать в уме, а не только в наглядном плане различными представлениями.

Дальнейшее развитие и усложнение этих образований создаёт к 6 годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчёт в своих целях, способах их достижения, полученных результатах, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий.

Личность. Развитие личности характеризуется формированием дифференцированного отношения к сверстникам и ко многим взрослым, к одним из которых ребёнок безразличен, других он любит, к третьим испытывает неприязнь. У ребёнка формируется отношение к литературным героям и некоторым произведениям искусства, к природным явлениям и предметам техники, к поступкам других людей, к себе самому и ко многому другому.

Отношение к себе. У ребёнка продолжает формироваться его образ Я. Развивает-ся и изменяется образ Я-потенциального, т. е. того, каким ребёнок хочет себя видеть. Ребёнок стремится к тому, чтобы этот образ стал позитивным.

Образ Я-потенциального является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что учиться ребёнка побуждает не только и не столько интерес к изучаемым дисциплинам.

и деятельности.

Отношение к сверстникам. Благодаря педагогическим усилиям создаются усло-вия для воспитания доброжелательного отношения ребёнка к другим детям, уважения прав сверстников, формируется установка на сотрудничество. Дети овладевают навыками совместной деятельности, понимают её преимущества.

Отношение к взрослым. Меняется отношение к взрослому как безусловному авторитету. Взрослый принимается детьми в качестве советчика, равноправного партнёра и ценится детьми за умение решать организационные вопросы, придумывать интересные сюжеты для игр, организовать интересное дело. Уважение к авторитету взрослого поддерживается именно такими его способностями.

1.3 Планируемые результаты освоения программы

По итогам освоения Программы «Радуга» ребёнок:

- имеет физическое развитие, соответствующее возрастным нормативным показателям; у него сформированы основные физические качества, потребность в физической активности, движении; проявляет индивидуальный интерес к какой-то форме двигательной активности (спорт, хореография);

владеет основными культурно-гигиеническими навыками; самостоятельно и осознанно их реализует в своей жизнедеятельности;

- понимает и разделяет ценность здорового образа жизни, умеет соблюдать элементарные правила охраны своего здоровья и здоровья окружающих, имеет соответствующее возрастным возможностям представление о безопасном поведении в быту, в природе, среди незнакомых людей;

- познавательно активен, любознателен, способен самостоятельно исследовать, экспериментировать, находить разнообразную информацию в различных источниках — книгах, энциклопедиях, фильмах, а также умеет задавать взрослым интересующие вопросы; имеет собственную сферу интересов;

- самостоятелен и одновременно умеет обращаться ко взрослым за помощью;

-заинтересован в учении и совершенствовании собственной компетенции в разных областях деятельности, владеет универсальными предпосылками учебной деятельности: умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

-эмоционально отзывчив, способен к сопереживанию и сочувствию, откликается

на эмоции близких людей, сопереживает персонажам при восприятии произведений художественной литературы, театра, кино, изобразительной деятельности, музыки, а также красоты окружающего мира, природы;

-общителен, умеет адекватно использовать вербальные и невербальные средства

коммуникации, способен вести диалог и выражать свои мысли с помощью монологической речи;

-умеет договариваться со сверстниками, планировать совместную деятельность, владеет навыками сотрудничества; владеет стилем коммуникации со взрослыми и сверстниками и произвольно может изменять его;

-способен произвольно управлять своим поведением и планировать действия;

-соблюдает общепринятые нормы и правила поведения — в том числе на улице (дорожные правила), правила поведения в общественных местах (театр, магазин, поликлиника, транспорт и т. п.);

имеет базовые ценностные представления и руководствуется ими в собственном социальном поведении;

интеллектуально развит в соответствии с возрастными возможностями, способен решать интеллектуальные задачи;

1.4 Периодичность, сроки и методика проведения мониторинга.

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Как следует из ФГОС ДО, целевые ориентиры помогают педагогам ДОУ в ходе своей работы выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.

Мониторинг достижения детьми каждой группы ДОУ планируемых результатов освоения Примерной ООП ДО по образовательным областям в целом и их разделам за период (на начало и конец учебного года).

2. Сводный мониторинг образовательного процесса в каждой группе за период по направлениям развития ребёнка, образовательным областям в целом и их разделам.

3. Сводный мониторинг образовательного процесса в ДОУ за период по направлениям развития ребёнка, образовательным областям в целом и их разделам.

4. Анализ результатов освоения Примерной ООП ДО с ВЫВОДАМИ.

5. Анализ развития интегративных качеств каждого выпускника ДОУ, а также каждого ребёнка дошкольного возраста.

6. Рекомендации по внесению корректив в работу педагога на учебный год по каждой образовательной области в зависимости от уровня развития детей на начало учебного года.

7. Анализ (самоанализ) качества работы (ВЫВОДЫ - успехи/неудачи) каждого педагога через достижения детей группы.

В проведении мониторинга участвуют педагоги, специалисты ДОУ. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.

Мониторинг детского развития осуществляется педагогами и психологом дошкольного учреждения. Основная задача этого вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Мониторинг детского развития включает в себя оценку познавательного развития ребенка, а также развития общих способностей: умственных, коммуникативных и регуляторных. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, анализа продуктов детской деятельности.

Педагог должен выставлять качественную оценку в основном анализируя реальное поведение ребёнка в естественной среде, используя метод наблюдения, а также анализируя продукты детской деятельности и результаты диагностических заданий.

Мониторинг достижений детьми планируемых промежуточных результатов освоения Программы поводиться 2 раза в год

Цель:

- выработать научно обоснованные рекомендации по внесению корректив в работу педагога на учебный год по каждой образовательной области в зависимости от уровня ЗУН детей на начало учебного года;

- оценивать эффективность деятельности педагогов;

- проследить динамику развития детей на основе накопленной статистики результатов по учебным годам.

Мониторинг результатов осуществляется с использованием критериев, заложенных для каждой возрастной группы .

Результаты мониторинга отражаются в сводной результатов освоения Программы.

Более полное содержание работы по данному разделу представлено в приложении № 1

II.Содержательный раздел

2.1 Содержание работы по образовательным областям

Содержание Программы включает различные виды деятельности совокупность, которых обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в образовательных областях:

•физическое развитие;

•социально-коммуникативное развитие;

•познавательное развитие;

•речевое развитие;

•художественно-эстетическое развитие.

Для успешной реализации Программы обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

•уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

•использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

•построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

•поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

•поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

•возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

•защита детей от всех форм физического и психического насилия;

поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

2.1.1. Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

Направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Игра как особое пространство развития ребенка

В подготовительной группе важно обеспечить дальнейшее развитие самостоятельности в игре, интереса к новым видам игр, развивать игровое творчество детей. Игры с готовым содержанием и правилами содержат в себе черты будущей учебной деятельности. В них ребенок должен понять стоящую перед ним задачу (составить узор, найти правильный путь в лабиринте), осознать игровые правила (соблюдать очередность, учитывать запрещающие сигналы и знаки, продвигаться только по «своим» дорожкам, не произносить запретные слова), следить, чтобы правила соблюдались всеми играющими (если играют несколько партнеров), контролировать себя, добиваться выигрыша и первенства.

5 – 7 года

Задачи:

Обеспечить условия для раз-вития детской самостоятельности, инициативы.

-Развивать детскую самостоятельность, инициативу, воспитывать у каждого ребенка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству. Развивать интерес к творчеству через создание творческих ситуаций в игровой деятельности.

- Творческие игры (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, театрализованные, хороводные, элементарные режиссерские, игры-имитации, игры-фантазии).

-Дидактические игры.

- Праздники, развлечения, досуги

- Игры (дидактические,

сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, театрализованные, хороводные, элементарные режиссерские, игры-имитации, игры-фантазии)

Формы образовательной деятельности. Трудовая деятельность

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей

Индивидуальные, подгрупповые групповые

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Индивидуальные, подгрупповые

5 – 7 лет

Задачи:

- Способствовать освоению некоторых видов ручного труда.

- Закреплять умения детей выполнять трудовые процессы целостно (от постановки цели до получения результата и уборки рабочего места), использовать рациональные способы трудовых действий, самостоятельно контролировать качество результатов труда.

- Способствовать закреплению навыков самообслуживания.

- Побуждать детей помогать младшим в осуществлении микропроцессов самообслуживания.

- Способствовать осознанию детьми значимости трудовой деятельности взрослых.

- Помочь детям свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают их в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице.

- Продолжать приобщение детей к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов.

- Способствовать осознанию того, что правильным выбором профессии определяется жизненный успех.

- Продолжать знакомить детей с конкретными трудовыми процессами и их компонентами (цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат).

- Расширять знания детей о профессиях.

- Наблюдение за трудом взрослых

- Рассматривание предметов, иллюстраций, фотографий

- Практические действия с предметами или картинками

- Составление описательных рассказов о предметах и трудовых процессах

- Самообслуживание

- Наблюдение за трудом взрослых

- Рассматривание предметов, иллюстраций, фотографий

- Составление описательных рассказов о предметах и трудовых процессах

- Полив комнатных растений

- Уборка участка от снега и листьев

- Сбор плодов в уголке леса, в саду, в огороде

- Подкормка птиц зимой

- Самообслуживание

- Хозяйственно-бытовой труд

- Наблюдение за трудом взрослых

- Рассматривание предметов, иллюстраций, фотографий

- Практические действия с предметами или картинками

- Просмотр тематических видео-фильмов

- Хозяйственно-бытовой труд

- Самообслуживание

Формы образовательной деятельности. Культура поведения.

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей

Индивидуальные, подгрупповые групповые

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Индивидуальные, подгрупповые

5 – 7 лет

Задачи:

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)

- Воспитывать у детей чувство собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

- Развивать самостоятельность через освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

- Создавать в группе ситуации гуманистической направленности, побуждающие детей к проявлению заботы, внимания, помощи.

- Показывать примеры доброго, заботливого отношения к людям, побуждать ребят замечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готовность помочь, привлекать внимание детей

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

- Воспитывать детей в духе миролюбия, уважения ко всему живому на Земле.

- Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности.

- Закреплять представления детей о людях (взрослых и сверстниках), об особенностях их внешнего вида, половых различиях, о ярко выраженных эмоциональных состояниях, о добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.

- Развивать у детей стремление к школьному обучению, интерес к школе, к новой социальной позиции школьника.

- Развивать общечеловеческие, эмоционально-нравственные ориентации на проявления эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера

- Формировать представления и родной стране и родном крае, воспитывать чувство патриотизма.

- Решение проблемных ситуаций.

- Игры.

- Чтение.

- Беседы.

- Наблюдения.

- Экскурсии.

- Ситуации морального выбора.

- Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), фотографий города, микрорайона, Саратовской области, других городов и стран.

- Праздники, развлечения, досуги.

- Реализация детских проектов.

- Решение проблемных ситуаций.

- Ситуативные разговоры с детьми.

- Ситуации морального выбора.

- Беседы после чтения.

- Беседы социально-нравственного содержания.

- Игры.

- Все виды игр.

- Просмотр мультфильмов, медиапрезентаций.

- Рассматривание и сравнение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного)

- Рассматривание фотографий города, микрорайона, Саратовской области, других городов и стран.

Формы образовательной деятельности. Безопасность

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей

Индивидуальные, подгрупповые групповые

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Индивидуальные, подгрупповые

5 – 7 лет

Задачи:

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них:

- Дать сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях и способах поведения в них. - Способствовать освоению приемов элементарной первой помощи при травмах (смазать царапину йодом, перевязать палец, приложить холодное к ушибу и пр.).

- Дать сведения о правилах поведения в обществе в случае заболевания (при кашле, чихании прикрывать рот платком, отворачиваться, не пользоваться общей посудой с заболевшим).

- Развивать представления о правилах безопасного поведения, о способах предупреждения травматизма.

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения:

-Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения.

-Дать сведения о некоторых правилах ухода за больным (не шуметь, выполнять просьбы, предложить чай, подать грелку, градусник и пр.).

Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства:

-Знакомить с правилами безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям:

-Дать сведения о важности охраны органов чувств (зрения, слуха).

- Совместные действия

- Наблюдения

- Игра

- Чтение тематических рассказов

- Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач

- Чтение

- Беседа

- Экспериментирование

- Ситуативный разговор

- Решение проблемных ситуаций

- Совместные действия

- Наблюдения

- Игры (сюжетно-ролевые, с правилами, дидактические)

- Чтение литературных произведений

- Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач

- Чтение

- Беседа

Все виды самостоятельной детской деятельности

Более полное содержание работы по данному разделу представлено в приложении №3

2.1.2 Образовательная область

«Познавательное развитие»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Реализация принципа развивающего обучения также требует построения воспитательно – образовательной работы не только с учетом уровня актуального развития ребенка, но и в зоне его ближайшего развития. Развивать любознательность у детей можно, например, через создание определенных условий образовательного процесса в детском саду с помощью цифрового информационного оборудования: цифрового микроскопа; различных видов конструкторов и пр.

5 – 7 лет

Задачи:

- Обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка в большом мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий (время, знак, символ, знакомые системы).

- Систематизировать накопленную и полученную информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).

- Продолжать формировать у детей бережного, созидательного отношения к миру.

- Способствовать своевременному интеллектуальному развитию ребенка.

- Содействовать становлению знаково-символической функции.

- Содействовать формированию первичного представления о моделировании.

- Содействовать развитию воображения детей.

  • - Игры-занятия по ознакомлению с
  • пространственными
  • отношениями,
  • развитию элементов
  • логического мышления;
  • - Развитию элементарных
  • Математических представлений,
  • конструированию,
  • развитию экологических
  • представлений праздники
  • математические и экологические;
  • - Конкурсы и викторины знатоков;
  • - Интеллектуальные
  • игры;
  • - Занятия по подготовке к школе (дополнительное
  • образование);
  • - Интерактивные компьютерные игры;
  • - Дидактические игры;
  • - Настольно-печатные игры;
  • - Игры-головоломки;
  • - Дидактические упражнения и задания;
  • - Строительно- конструктивные игры;
  • - Игры с конструктами различного вида;
  • - Игры- экспериментирования;
  • - Наблюдения в природе;
  • работа по моделям и схемам;
  • работа с календарями природы, погоды;
  • - Экологические сказки и беседы;
  • - Сюжетно-ролевые игры;
  • составление исторических лент;
  • - Проектная деятельность;
  • - Элементарное экспериментирование в

лаборатории

  • - Настольно- печатные игры;
  • - Игры-головоломки;
  • - Строительно-конструктивные игры (по схемам и моделям);
  • - Игры с конструкторами
  • различного типа;
  • - Опытно-поисковая
  • деятельность в мини -лаборатории и на прогулочном участке;
  • - Сюжетно-ролевые игры;
  • - Рассмотрение
  • тематических альбомов и
  • классификация предметов, животных, растений и т.д.
Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Подписаться на новые публикации Вконтакте

Формы образовательной деятельности. Формирование элементарных математических представлений.

Непосредственно образовательная деятельность

<