РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ на 2014-2015 учебный год
I. Целевой раздел программы
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой МДОУ-д/с № 14 , и с учетом примерной основной образовательной программой воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада «Радуга» Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик, Е.В., Соловьева, С.Г. Якобсон (Москва: «Просвещение», 2014 г.)
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
1.1.2 Цель и задачи Программы
Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач:
– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе художественно-эстетических и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
– формирование предметно-развивающей среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
1.1.3 Программа сформирована с принципами и подходами, определёнными ФГОС:
1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства
(дошкольного возраста), обогащение (амплификация)детского развития.
2. Принцип построения образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования.
3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Принцип сотрудничества с семьей.
6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных
действий ребенка в различных видах деятельности.
8. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
9. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.
Программа строиться с учетом тематических недель и мониторинга группы
План проведения тематических недель
в МДОУ–д/с № 14 для воспитанников
подготовительной к школе группы
№ п/п |
Месяц |
Дата проведения |
Тематика недель |
1. |
Сентябрь |
1-ая неделя |
Портрет Июня, Июля и Августа |
2. |
2-ая неделя |
День знаний |
|
3. |
3-ая неделя |
Мы их знаем (жизнь растений и животных) |
|
4. |
4-ая неделя |
Портрет Сентября (оформление альбома иллюстрациями) |
|
5. |
Октябрь |
1-ая неделя |
Профессия «Учитель» |
6. |
2-ая неделя |
Кругосветное путешествие под российским флагом (Моря) |
|
7. |
3-ая неделя |
Наши бабушки и дедушки |
|
8. |
4-ая неделя |
Портрет Октября (продолжение оформления альбома иллюстрациями) |
|
9. |
Ноябрь |
1-ая неделя |
Мой край |
10. |
2-ая неделя |
Кругосветное путешествие под российским флагом (Пустыни) |
|
11. |
3-ая неделя |
Проводы осени |
|
12. |
4-ая неделя |
Портрет Ноября |
|
13. |
Декабрь |
1-ая неделя |
Здравствуй, зимушка – зима! |
14. |
2-ая неделя |
Кругосветное путешествие под российским флагом (Горя) |
|
15. |
3-ая неделя |
Портрет Декабря |
|
16. |
4-ая неделя |
Скоро, скоро Новый год! |
|
17. |
Январь |
1-ая неделя |
Семейный праздник «Рождество» |
18. |
2-ая неделя |
Кругосветное путешествие под российским флагом (Северный полюс) |
|
19. |
3-ая неделя |
Портрет Января |
|
20. |
Февраль |
1-ая неделя |
Кругосветное путешествие под российским флагом (Подводный мир) |
21. |
2-ая неделя |
Портрет Февраля |
|
22. |
3-ая неделя |
Славные дети Отечества |
|
23. |
4-ая неделя |
Проводы зимы |
|
24. |
Март |
1-ая неделя |
Кругосветное путешествие под российским флагом (Джунгли) |
25. |
2-ая неделя |
Мамин праздник |
|
26. |
3-ая неделя |
Вода, вода, кругом – вода. |
|
27. |
4-ая неделя |
Портрет Марта |
|
28. |
Апрель |
1-ая неделя |
Животные – наши друзья |
29. |
2-ая неделя |
Космические путешествия |
|
30. |
3-ая неделя |
Кругосветное путешествие под российским флагом (Африка) |
|
31. |
4-ая неделя |
Портрет Апреля |
|
32. |
Май |
1-ая неделя |
Весна и труд! |
33. |
2-ая неделя |
Спасибо деду за Победу! |
|
34. |
3-ая неделя |
Портрет Мая |
|
35. |
4-ая неделя |
Праздник Знаний (итоговый, познавательный) |
1.2 Возрастные особенности детей подготовительной группы 6-8лет
«Мечтатели, помощники, будущие ученики»: 6—8 лет
Ключ возраста. Произвольность поведения и психических процессов имеет решающее значение для успешности школьного обучения, ибо означает умение ребёнка подчинять свои действия требованиям учителя.
Эмоции. Совершенствуется способность контролировать проявления непосредственных эмоциональных акций.
Развивается система устойчивых чувств и отношений — глубокая и осознанная любовь к близким, включая иногда домашних питомцев; устойчивые отношения дружбы, включающие эмпатию.
Восприятие. Совершенствуется произвольность восприятия. Оно становится самостоятельным процессом. Ребёнок может произвольно ставить перед собой задачи на восприятие и использовать для этого специфические приёмы.
Память и внимание. Формируется произвольность памяти и внимания, которое становится одной из важных составляющих готовности к школе. Произвольность этих процессов выражается в том, что ребёнок может запоминать то содержание, которое ему
данный момент неинтересно и не нужно, и быть внимательным.
Речь. На седьмом году жизни ребёнок практически овладевает всеми сторонами родного языка: звуковым составом, словарём, грамматическим строем. Развитие голосового аппарата ребёнка даёт ему возможность правильно произносить все звуки родного языка. В активном словаре ребёнка седьмого года насчитывается почти 3000—3500 слов.
Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком: усвоение звукового и словарного состава, грамматического строя.
Мышление ребёнка после 5 лет, как уже отмечалось, отличает способность удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событий. На этой основе формируются представления об изменениях признаков предметов, а также их количества. Дети 6—8 лет могут оперировать количествами, увеличивать и уменьшать их, правильно описывать эти ситуации на языке математики как действия сложения и вычитания.
К концу дошкольного детства у детей формируется первичный целостный образ мира, в котором они живут, отражающий основные его закономерности.
Деятельность. Совершенствуются навыки произвольного контроля на всех этапах осуществления деятельности. Формируется произвольность внимания и памяти. Произвольное внимание необходимо в работе, так или иначе связанной с тем или иным образцом — наглядным или же заданным в форме словесной инструкции.
Реализуемые в игре партнёрство и взаимодействие стимулируют развёртывание планирования, регуляции и контроля совместной деятельности и тем самым обеспечивают увеличение времени, приходящегося на совместную игру по сравнению с индивиду
Игровые замыслы детей 6—8 лет заметно отличаются от игровых замыслов детей среднего дошкольного возраста своей новизной, богатством и оригинальностью. Именно поэтому в играх детей этого возраста начинает ярко проявляться событийная сторона сюжета.
Сознание. Изменения характеризуются развитием так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать в уме, а не только в наглядном плане различными представлениями.
Дальнейшее развитие и усложнение этих образований создаёт к 6 годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчёт в своих целях, способах их достижения, полученных результатах, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий.
Личность. Развитие личности характеризуется формированием дифференцированного отношения к сверстникам и ко многим взрослым, к одним из которых ребёнок безразличен, других он любит, к третьим испытывает неприязнь. У ребёнка формируется отношение к литературным героям и некоторым произведениям искусства, к природным явлениям и предметам техники, к поступкам других людей, к себе самому и ко многому другому.
Отношение к себе. У ребёнка продолжает формироваться его образ Я. Развивает-ся и изменяется образ Я-потенциального, т. е. того, каким ребёнок хочет себя видеть. Ребёнок стремится к тому, чтобы этот образ стал позитивным.
Образ Я-потенциального является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что учиться ребёнка побуждает не только и не столько интерес к изучаемым дисциплинам.
и деятельности.
Отношение к сверстникам. Благодаря педагогическим усилиям создаются усло-вия для воспитания доброжелательного отношения ребёнка к другим детям, уважения прав сверстников, формируется установка на сотрудничество. Дети овладевают навыками совместной деятельности, понимают её преимущества.
Отношение к взрослым. Меняется отношение к взрослому как безусловному авторитету. Взрослый принимается детьми в качестве советчика, равноправного партнёра и ценится детьми за умение решать организационные вопросы, придумывать интересные сюжеты для игр, организовать интересное дело. Уважение к авторитету взрослого поддерживается именно такими его способностями.
1.3 Планируемые результаты освоения программы
По итогам освоения Программы «Радуга» ребёнок:
- имеет физическое развитие, соответствующее возрастным нормативным показателям; у него сформированы основные физические качества, потребность в физической активности, движении; проявляет индивидуальный интерес к какой-то форме двигательной активности (спорт, хореография);
владеет основными культурно-гигиеническими навыками; самостоятельно и осознанно их реализует в своей жизнедеятельности;
- понимает и разделяет ценность здорового образа жизни, умеет соблюдать элементарные правила охраны своего здоровья и здоровья окружающих, имеет соответствующее возрастным возможностям представление о безопасном поведении в быту, в природе, среди незнакомых людей;
- познавательно активен, любознателен, способен самостоятельно исследовать, экспериментировать, находить разнообразную информацию в различных источниках — книгах, энциклопедиях, фильмах, а также умеет задавать взрослым интересующие вопросы; имеет собственную сферу интересов;
- самостоятелен и одновременно умеет обращаться ко взрослым за помощью;
-заинтересован в учении и совершенствовании собственной компетенции в разных областях деятельности, владеет универсальными предпосылками учебной деятельности: умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
-эмоционально отзывчив, способен к сопереживанию и сочувствию, откликается
на эмоции близких людей, сопереживает персонажам при восприятии произведений художественной литературы, театра, кино, изобразительной деятельности, музыки, а также красоты окружающего мира, природы;
-общителен, умеет адекватно использовать вербальные и невербальные средства
коммуникации, способен вести диалог и выражать свои мысли с помощью монологической речи;
-умеет договариваться со сверстниками, планировать совместную деятельность, владеет навыками сотрудничества; владеет стилем коммуникации со взрослыми и сверстниками и произвольно может изменять его;
-способен произвольно управлять своим поведением и планировать действия;
-соблюдает общепринятые нормы и правила поведения — в том числе на улице (дорожные правила), правила поведения в общественных местах (театр, магазин, поликлиника, транспорт и т. п.);
имеет базовые ценностные представления и руководствуется ими в собственном социальном поведении;
интеллектуально развит в соответствии с возрастными возможностями, способен решать интеллектуальные задачи;
1.4 Периодичность, сроки и методика проведения мониторинга.
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Как следует из ФГОС ДО, целевые ориентиры помогают педагогам ДОУ в ходе своей работы выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.
Мониторинг достижения детьми каждой группы ДОУ планируемых результатов освоения Примерной ООП ДО по образовательным областям в целом и их разделам за период (на начало и конец учебного года).
2. Сводный мониторинг образовательного процесса в каждой группе за период по направлениям развития ребёнка, образовательным областям в целом и их разделам.
3. Сводный мониторинг образовательного процесса в ДОУ за период по направлениям развития ребёнка, образовательным областям в целом и их разделам.
4. Анализ результатов освоения Примерной ООП ДО с ВЫВОДАМИ.
5. Анализ развития интегративных качеств каждого выпускника ДОУ, а также каждого ребёнка дошкольного возраста.
6. Рекомендации по внесению корректив в работу педагога на учебный год по каждой образовательной области в зависимости от уровня развития детей на начало учебного года.
7. Анализ (самоанализ) качества работы (ВЫВОДЫ - успехи/неудачи) каждого педагога через достижения детей группы.
В проведении мониторинга участвуют педагоги, специалисты ДОУ. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Мониторинг детского развития осуществляется педагогами и психологом дошкольного учреждения. Основная задача этого вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку познавательного развития ребенка, а также развития общих способностей: умственных, коммуникативных и регуляторных. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, анализа продуктов детской деятельности.
Педагог должен выставлять качественную оценку в основном анализируя реальное поведение ребёнка в естественной среде, используя метод наблюдения, а также анализируя продукты детской деятельности и результаты диагностических заданий.
Мониторинг достижений детьми планируемых промежуточных результатов освоения Программы поводиться 2 раза в год
Цель:
- выработать научно обоснованные рекомендации по внесению корректив в работу педагога на учебный год по каждой образовательной области в зависимости от уровня ЗУН детей на начало учебного года;
- оценивать эффективность деятельности педагогов;
- проследить динамику развития детей на основе накопленной статистики результатов по учебным годам.
Мониторинг результатов осуществляется с использованием критериев, заложенных для каждой возрастной группы .
Результаты мониторинга отражаются в сводной результатов освоения Программы.
Более полное содержание работы по данному разделу представлено в приложении № 1
II.Содержательный раздел
2.1 Содержание работы по образовательным областям
Содержание Программы включает различные виды деятельности совокупность, которых обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в образовательных областях:
•физическое развитие;
•социально-коммуникативное развитие;
•познавательное развитие;
•речевое развитие;
•художественно-эстетическое развитие.
Для успешной реализации Программы обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
•уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
•использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
•построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
•поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
•поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
•возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
•защита детей от всех форм физического и психического насилия;
поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
2.1.1. Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
Направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Игра как особое пространство развития ребенка
В подготовительной группе важно обеспечить дальнейшее развитие самостоятельности в игре, интереса к новым видам игр, развивать игровое творчество детей. Игры с готовым содержанием и правилами содержат в себе черты будущей учебной деятельности. В них ребенок должен понять стоящую перед ним задачу (составить узор, найти правильный путь в лабиринте), осознать игровые правила (соблюдать очередность, учитывать запрещающие сигналы и знаки, продвигаться только по «своим» дорожкам, не произносить запретные слова), следить, чтобы правила соблюдались всеми играющими (если играют несколько партнеров), контролировать себя, добиваться выигрыша и первенства.
5 – 7 года |
|
Задачи: Обеспечить условия для раз-вития детской самостоятельности, инициативы. -Развивать детскую самостоятельность, инициативу, воспитывать у каждого ребенка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству. Развивать интерес к творчеству через создание творческих ситуаций в игровой деятельности. |
|
- Творческие игры (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, театрализованные, хороводные, элементарные режиссерские, игры-имитации, игры-фантазии). -Дидактические игры. - Праздники, развлечения, досуги |
- Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, театрализованные, хороводные, элементарные режиссерские, игры-имитации, игры-фантазии) |
Формы образовательной деятельности. Трудовая деятельность |
|||
Непосредственно образовательная деятельность |
Режимные моменты |
Самостоятельная деятельность детей |
|
Формы организации детей |
|||
Индивидуальные, подгрупповые групповые |
Групповые, подгрупповые, индивидуальные |
Индивидуальные, подгрупповые |
|
5 – 7 лет |
|||
Задачи: - Способствовать освоению некоторых видов ручного труда. - Закреплять умения детей выполнять трудовые процессы целостно (от постановки цели до получения результата и уборки рабочего места), использовать рациональные способы трудовых действий, самостоятельно контролировать качество результатов труда. - Способствовать закреплению навыков самообслуживания. - Побуждать детей помогать младшим в осуществлении микропроцессов самообслуживания. - Способствовать осознанию детьми значимости трудовой деятельности взрослых. - Помочь детям свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают их в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. - Продолжать приобщение детей к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. - Способствовать осознанию того, что правильным выбором профессии определяется жизненный успех. - Продолжать знакомить детей с конкретными трудовыми процессами и их компонентами (цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат). - Расширять знания детей о профессиях. |
|||
- Наблюдение за трудом взрослых - Рассматривание предметов, иллюстраций, фотографий - Практические действия с предметами или картинками - Составление описательных рассказов о предметах и трудовых процессах - Самообслуживание |
- Наблюдение за трудом взрослых - Рассматривание предметов, иллюстраций, фотографий - Составление описательных рассказов о предметах и трудовых процессах - Полив комнатных растений - Уборка участка от снега и листьев - Сбор плодов в уголке леса, в саду, в огороде - Подкормка птиц зимой - Самообслуживание - Хозяйственно-бытовой труд |
- Наблюдение за трудом взрослых - Рассматривание предметов, иллюстраций, фотографий - Практические действия с предметами или картинками - Просмотр тематических видео-фильмов - Хозяйственно-бытовой труд - Самообслуживание |
|
Формы образовательной деятельности. Культура поведения. |
|||
Непосредственно образовательная деятельность |
Режимные моменты |
Самостоятельная деятельность детей |
|
Формы организации детей |
|||
Индивидуальные, подгрупповые групповые |
Групповые, подгрупповые, индивидуальные |
Индивидуальные, подгрупповые |
|
5 – 7 лет |
|||
Задачи: Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) - Воспитывать у детей чувство собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству. - Развивать самостоятельность через освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. - Создавать в группе ситуации гуманистической направленности, побуждающие детей к проявлению заботы, внимания, помощи. - Показывать примеры доброго, заботливого отношения к людям, побуждать ребят замечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готовность помочь, привлекать внимание детей Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу - Воспитывать детей в духе миролюбия, уважения ко всему живому на Земле. - Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности. - Закреплять представления детей о людях (взрослых и сверстниках), об особенностях их внешнего вида, половых различиях, о ярко выраженных эмоциональных состояниях, о добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях. - Развивать у детей стремление к школьному обучению, интерес к школе, к новой социальной позиции школьника. - Развивать общечеловеческие, эмоционально-нравственные ориентации на проявления эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера - Формировать представления и родной стране и родном крае, воспитывать чувство патриотизма. |
|||
- Решение проблемных ситуаций. - Игры. - Чтение. - Беседы. - Наблюдения. - Экскурсии. - Ситуации морального выбора. - Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), фотографий города, микрорайона, Саратовской области, других городов и стран. |
- Праздники, развлечения, досуги. - Реализация детских проектов. - Решение проблемных ситуаций. - Ситуативные разговоры с детьми. - Ситуации морального выбора. - Беседы после чтения. - Беседы социально-нравственного содержания. - Игры. |
- Все виды игр. - Просмотр мультфильмов, медиапрезентаций. - Рассматривание и сравнение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного) - Рассматривание фотографий города, микрорайона, Саратовской области, других городов и стран. |
|
Формы образовательной деятельности. Безопасность |
|||
Непосредственно образовательная деятельность |
Режимные моменты |
Самостоятельная деятельность детей |
|
Формы организации детей |
|||
Индивидуальные, подгрупповые групповые |
Групповые, подгрупповые, индивидуальные |
Индивидуальные, подгрупповые |
|
5 – 7 лет |
|||
Задачи: Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них: - Дать сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях и способах поведения в них. - Способствовать освоению приемов элементарной первой помощи при травмах (смазать царапину йодом, перевязать палец, приложить холодное к ушибу и пр.). - Дать сведения о правилах поведения в обществе в случае заболевания (при кашле, чихании прикрывать рот платком, отворачиваться, не пользоваться общей посудой с заболевшим). - Развивать представления о правилах безопасного поведения, о способах предупреждения травматизма. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения: -Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения. -Дать сведения о некоторых правилах ухода за больным (не шуметь, выполнять просьбы, предложить чай, подать грелку, градусник и пр.). Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства: -Знакомить с правилами безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям: -Дать сведения о важности охраны органов чувств (зрения, слуха). |
|||
- Совместные действия - Наблюдения - Игра - Чтение тематических рассказов - Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач - Чтение - Беседа - Экспериментирование - Ситуативный разговор - Решение проблемных ситуаций |
- Совместные действия - Наблюдения - Игры (сюжетно-ролевые, с правилами, дидактические) - Чтение литературных произведений - Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач - Чтение - Беседа |
Все виды самостоятельной детской деятельности |
|
Более полное содержание работы по данному разделу представлено в приложении №3
2.1.2 Образовательная область
«Познавательное развитие»
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Реализация принципа развивающего обучения также требует построения воспитательно – образовательной работы не только с учетом уровня актуального развития ребенка, но и в зоне его ближайшего развития. Развивать любознательность у детей можно, например, через создание определенных условий образовательного процесса в детском саду с помощью цифрового информационного оборудования: цифрового микроскопа; различных видов конструкторов и пр.
5 – 7 лет |
||
Задачи: - Обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка в большом мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий (время, знак, символ, знакомые системы). - Систематизировать накопленную и полученную информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация). - Продолжать формировать у детей бережного, созидательного отношения к миру. - Способствовать своевременному интеллектуальному развитию ребенка. - Содействовать становлению знаково-символической функции. - Содействовать формированию первичного представления о моделировании. - Содействовать развитию воображения детей. |
||
|
лаборатории |
|
Формы образовательной деятельности. Формирование элементарных математических представлений. |
||
Непосредственно образовательная деятельность < |