«Игры с песком и водой на свежем воздухе» Рекомендации для педагогов

Автор публикации:
Касияди Татьяна Григорьевна
г.Ноябрьск, Тюменская область

Департамент образования

Администрации города Ноябрьска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОЛОШКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОД НОЯБРЬСК

«Игры с песком и водой на свежем воздухе»

Рекомендации для педагогов

Подготовила:

воспитатель

Касияди Т.Г.

2016г.

ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ - одно из любимых детских занятий, отвечающего интересам и возможностям ребят. К тому же они организуются на свежем воздухе, в теплый период года и способствуют оздоровлению и закаливанию детей. Ребята знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. В итоге у них развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус.

Наблюдения показали, что эти игры не только доставляют детям радость и удовольствие, но и развивают целый спектр умений и способностей. в том числе предматематических и математических, исследовательских, языковых.

Играя с песком и водой, ребята осваивают такие понятия, как:

- измерение объема (вместимость),

- достаточность и недостаточность, относительность и соотношение (в лопатке было много песка, а в ведерке стало сразу мало),

- количество и счет (чтобы наполнить ведро, нужно 5 полных лопаток песка, первый и третий пирожок рассыпались, а второй - целый), понятие «часть - целое» и многое другое.

Они узнают, как меняются свойства вещества и материалов в зависимости от изменения внешних воздействий, как сделать, чтобы песок не рассыпался, как быстрее выбрать из песка все камешки, как изменить цвет песка и т. п. Дети учатся правильно называть свойства и качества веществ и материалов, устанавливать договоры о совместных действиях и целях в игре»

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ АККУРАТНОСТИ И ОПРЯТНОСТИ В ИГРАХ

С ПЕСКОМ И ВОДОЙ.

Песок должен быть чистым - просеянным и влажным, через 2-3 дня его необходимо перелопачивать, чтобы он не слеживался. В группах детей раннего и младшего возраста нецелесообразно отводить большие площади для строительства из песка, поскольку малыши не создают крупных сюжетных построек, не объединяют их общим содержанием, сооружения еще несовершенны и просты.

В отличие от младших групп ребята старшего дошкольного возраста создают крупные коллективные постройки, объединяются в большие группы, развертывают интересные сюжетные игры в песке. Постройки носят содержательный творческий характер, отличаются конструктивной сложностью. Дети сами могут следить за чистотой воды, песка, готовить его к работе, не пачкая одежды, обувь /в теплое время года можно играть в песке босиком/, при необходимости без напоминания мыть руки. В санитарно - гигиенических целях не следует устраивать песочные дворики в постоянной тени. В прохладное время здесь будет сыро, холодно, неуютно. На солнце различные вредоносные организмы погибают. Игрушки и пособия для игр с песком и водой предлагаются различные. Это - прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема, мерные ложки /можно от детского питания/, сита и воронки, резиновые груши разного объема, половинки мыльниц, формы для изготовления льда, резиновые перчатки, пипетки с закругленными концами, шприцы без игл, гибкие пластиковые или резиновые трубочки, соломка для коктейля, гигиенические безопасные красящие/инвайт/, пенящиеся/детские шампуни/, растворимые, ароматические вещества /соли для ванн, пищевые добавки/, взбивалка, деревянные лопатки и шпателя для размешивания, клеенчатые фартуки, нарукавники, щетка-сметка, совок, тазик, тряпки, детский крем.

Для игр с песком детям младшего дошкольного возраста можно предложить пластмассовые ведерка, совки, лопатки, формочки, игрушки, отличающиеся прочностью, легко моющиеся /машины, куклы/, а также дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие людей, дома, знакомых детям животных, транспортные средства, деревья. Можно предложить малышам для игры кукольную посуду, куски клеенки, цветной пленки, фанерные пластины.

Для организации игр детей с водой в группах младшего возраста на участке используются надувные бассейны или другие емкости. При отсутствии надувных бассейнов, можно использовать подставки, по форме и размеру аналогичные песочнице. Детей раннего возраста учат ловить сачками рыбок, пускать кораблики, лодочки, разноцветные шарики, переливать воду из ведра в ведро, наливать ее в ситечко и наблюдать, как она течет в отверстия. Малыши бросают камушки в воду, наблюдают, как они тонут, моют игрушки, купают кукол.

Для организации строительства из песка в среднем и старшем дошкольном возрасте используются те же материалы, но увеличивается количество дополнительных средств: кусочки разноцветного оргстекла, пластмассы /края должны быть зачищены/, природного материала /веточек, корней, камушек, ракушек, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки/в оболочке/.

В играх с водой детей старшего дошкольного возраста используются ручейки, бассейны, водоемы. Детям старшего возраста при строительстве из песка предоставляются емкости, наполняемые водой. Таким образом, игры с водой объединяются с играми в песок. Можно использовать и полиэтиленовую пленку, которой дети выстилают дно сооружений, а затем заливают водой. Ребята строят бассейны, плотины, разыгрывают сюжеты: сплавляют лес по рекам, водят теплоходы с пассажирами, баржи с различными грузами по морям и озерам, устраивают морские бои, праздники на воде, спортивные соревнования.

Для игр с водой широко используются плавающие игрушки, выпускаемые промышленностью: корабли, лодки, уточки, рыбки, крокодилы. Но особенно дети любят играть с игрушками-самоделками. Игрушки из древесной коры, пенопласта, поролона. Так же игрушки мастерят из скорлупы грецких орехов, из молочных пакетов - катамараны, яхты, теплоходы, самолеты на водных лыжах»

Хранить игрушки для игр с песком и водой можно в корзинах, сетчатых сумках. А на участке удобны стойки с сетками, которые могут использоваться во всех возрастных группах.

В младших группах воспитатели учат малышей сгребать песок в небольшие кучки с помощью совков и лопаток, утрамбовывать их, накладывать песок в небольшие низкие формочки и печь пирожки, пряники, торты и другие угощения для кукол. Можно показать, как сделать забор, сгребая песок с двух сторон руками и уплотняя его, ребята очень любят рыть в песочных кучах вдвоем с двух сторон, пока руки не соединятся внутри тоннеля. Можно научить детей новому приему работы с песком. Для этого песок насыпают в ведро, смешивают с водой, затем детям предлагают набирать получившуюся массу в ладони и выпускать струйкой. Песок ложится на постройки узорами. Благодаря этому приему можно строить дворцы, замки, башни и другие сооружения конусообразной формы, постоянно наращивая постройку в высоту и ширину.

Чтобы расширить содержание игры с песком и водой, педагоги заботятся об обогащении детских впечатлений: проводят экскурсии, целевые прогулки, организуют беседы об увиденном, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, просмотр диафильмов, диапозитивов.

Для приучения детей к аккуратности важны не столько регламентация и запреты, сколько способность взрослых максимально предусмотреть возможные проблемные ситуации, например:

- вода разбрызгивается и разливается - значит, целесообразно оклеить стену самоклеящейся пленкой, а на паркет постелить небольшой тряпичный коврик,

- малыши не могут удержаться от бесконечного смешивания песка и воды - значит, первое время надо держать открытым либо песок, либо воду, закрывая вторую ванну крышкой, которую можно использовать в качестве подставок,

- в центре хотят работать сразу много детей - лучше сформировать два одинаковых центра/для младших - средних/, ввести правило очередности или листы ожиданий/для старших/,

- песок и воду уносят в другие центры - не надо делать постоянные внушения каждому в отдельности, лучше договориться о правилах работы, выполнение которых можно при необходимости анализировать вместе с детьми во второй половине дня.

Не менее важной оказалась и проблема выбора способа действий с песком и водой. Дети и воспитатели детских садах могут:

- наливать, переливать, отмеривать воду /то же можно делать и с песком/,

- взбивать, воду сильной струей из резиновой груши,

- закручивать рукой "воронку" в воде,

- стряхивать капли с мокрых рук на поверхность воды или на бумагу,

- дуть на воду, подгоняя плавающие предметы,

- набирать воду в ладони, пропуская ее сквозь пальцы или, напротив, удерживая ее в плотно сжатых руках, наполнять пипеткой разные углубления /форма для льда, мыльницы,/

- перегонять капли воды по восковой бумаге, собирая их в одну большую или разделяя на множество маленьких,

- с силой вытряхивать воду из сосуда с узким горлышком /флакон из под духов/.

- погружать в воду флаконы с притертыми или неплотно закрытыми крышками,

- измерять время наполнения флакона с неплотно притертой крышкой,

- использовать флакон с притертыми крышками в качестве поплавков,

- просеивать песок, выталкивать камешки и мелкие предметы из песка путем встряхивания,

- окрашивать песок /перетирая его с цветным мелом/,

- заполнять слоями окрашенного песка прозрачные емкости,

- составлять коллекции окрашенного песка, закрепляя его скотчем.

Осуществляя обучение детей, педагоги все больше опираются на их опыт, знания, умения, стремятся развивать у дошкольников сообразительность, смекалку, творчество, так организовать их деятельность., чтобы в играх с песком и водой кипела активная ребячья жизнь,

интересная и содержательная.

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Свидетельство о публикации: