Проект "Развивающая среда"

Автор публикации:
Мурзагалиева Озипа Бахтакалиевна
Саратовская область город Маркс

МДОУ –д/с №14

(1-ая мл. гр.)

Воспитатель:

Мурзагалиева О.Б.

2016г.

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».В.А. Сухомлинский.

С преобразованием системы народного образования в нашей стране, большое внимание уделяется развитию ее первоначального звена – дошкольного воспитания. Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством развивающей среды. Ныне окружающая среда рассматривается как возможность эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметно-развиваюшая среда – это система материальных объектов ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда – это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Итак, одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности. Уделяя большое внимание предметно-развивающей среде в нашей группе, мы создали проект .

Участники проекта: воспитатели группы, родители воспитанников группы.

Проблема: отставание оборудования от уровня современного оборудования и технологий, используемых в создании предметно-развивающей среды группы детского сада.

Цель: видоизменение и совершенствование развивающей среды группы.

Задачи:

1.Обогатить предметно-развивающую среду с учетом потребностей данного возраста;

2.Простроить развивающую среду таким образом, чтобы она способствовала разностороннему развитию каждого ребенка с учетом индивидуальных способностей.

3.Привлечь родителей к модернизации проекта предметно-развивающей среды.

Этапы проекта

Дата

Ответственные

Составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы

06.06 16г.

Воспитатели, родители.

Изучить принципы построения предметно-развивающей среды для детей данного возраста.

Июнь-август2016г.

Воспитатели.

Спроектировать среду по зонам.

С сентября 2016г. по январь 2017г.

Воспитатели.

Подбор необходимого оборудования, прайс-листов, пособий, материалов

С сентября 2016г. по январь 2017г.

Воспитатели, родители.

Составить смету затрат

28.08.2017г.

Воспитатели, родители.

Разрабатывая проект предметно-развивающей среды мы постарались привлечь родителей группы к ее изменению и модернизации, ведь они наши первые помощники. Для этого в августе месяце на родительском собрании мы обозначили проблему несовершенства развивающей среды группы и предложили данный проект.Многие родители высказали одобрение и пожелания в изменении среды группы. Так мы заручились их поддержкой не только творческой, но и материальной.

При организации предметно-развивающей среды мы учитывали, чтобы она имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Полностью изменить предметную среду в группе не понадобилось, т.к. некоторые предметы интерьера соответствовали требованиям возрастных особенностей детей. Мы постарались ее пополнить и обновить, опираясь на принципы построения:

1.открытости – закрытости, т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию;

2.гибкого зонирования, реализующей возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;

3.полифункциональности;

4.Стабильности – динамичности, предусматривающей создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями;

5.Принцип эмоциогенности (обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия, т.е. среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка, и вызывающей у него положительные эмоции).

6.Принцип доступности ( расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка)

7.Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности.

В процессе реализации проекта, по нашему эскизу была изготовлена детская игровая стенка и экологический уголок. В своем эскизе мы учли принцип доступности и безопасности нашей мебели: модули соответствуют росту детей, все углы округлены и почти отсутствуют закрытые шкафчики. Кроме того, она сочетается с интерьером нашей игровой комнаты, не закрывая зеркал, а так же красоты и своеобразия наших стен.

Детскую игровую стенку мы условно разделили на зоны:

Строительная, где наилучшим образом сосредоточился весь строительный материал;

Сенсорная – здесь находятся специальные развивающие игры: вкладыши, пирамидки, шнурочки, кубики, пазлы, мозаика, сенсорные коврики и мн. др. для развития мелкой моторики пальцев рук.

Гараж, где расположены множество легковых, грузовых и спецмашин для развития сюжетно-ролевых игр.

Ряжения – здесь есть много «нарядов» для ребят (косынки, ленточки, кепки, жилеты, юбки, рубахи и мн. др.) эта зона расположена рядом с зеркалами. Сделано это для того, чтобы дети могли наблюдать за своими перевоплощениями.

Практически каждый ребенок младшего возраста испытывает интерес к книжкам с яркими картинками, учитывая это, мы расположили книжную полку посреди мягкого уголка, где детям будет очень удобно. Эту зону мы условно назвали – уголок уединения. Здесь, устав от окружающих, дети имеют возможность поиграть, полистать любимые книжки или просто помечтать, лежа на мягком диване.

Дети первой младшей группы очень подвижны, поэтому зона здоровья никогда не пустует. Здесь для ребят расположили мячи, скакалки, обручи, султанчики, флажки, ленточки, платочки и др. атрибуты для подвижной деятельности детей.

Любят наши дети и музыку. С удовольствием они играют в музыкальные инструменты, которые расположены на отдельной полочке. Для музыкального развития наших ребят на полочках можно найти барабан, бубен, дудочки, гитару, маракасы, гармошку; игрушки-забавы (погремушки, неваляшки, молоточки); атрибуты для музыкально-ритмических движений (платочки, венки, цветные ленточки, цветы). Наша группа оборудована магнитофоном и фонотекой с записями детской классической и народной музыки, детских песен.

Не осталась в стороне и театральная деятельность. Вместе с родителями мы изготовили маски и нагрудные значки героев сказок, приобрели настольный театр.

В процессе реализации проекта мы учли возрастные физиологические и психологические особенности детей первой младшей группы, в том числе повышенную активность и растущую познавательную деятельность. Поэтому, в целях безопасности, всю мебель расположили по периметру группы, предусмотрели достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения ребенка. Примерно две трети пространства свободно, на полу расстелен ковер, на котором дети с удовольствием играют, ползают, прыгают, лежат. Яркая аппликация на ковре с вишенками и резными листочками, разными по ширине и длине дорожками-полосами сделало это место более привлекательным и полезным, т.к. мы часто используем его для подвижных, математических, дидактических игр и физкультурных занятий.

Известно, что выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние, а следовательно, и на интеллектуальное развитие воспитанников. Поэтому стены нашей игровой комнаты украшены пейзажем природы нашего края: красавицы-березки укутаны в яркую зелень листвы, в нежно-розовом цвете шиповник, на полянке множество разнотравья, цветов, ягод и грибов, над ними проплывают кучевые облака, в небесной лазури резвятся птички. В нашей группе много зеркал, в них малыш видит себя среди других детей, наблюдает за своими движениями, мимикой, внешним видом. Вся эта красота повышает настроение и способствует эстетическому и экологическому воспитанию детей. В предметно-развивающую среду мы включили не только искусственные объекты, но и естественные. В природном уголке находится большое количество комнатных растений, соответствующих программному содержанию, а так же большой аквариум. Дети с удовольствием наблюдают за его маленькими жителями, заботятся о них. На полочках природного уголка расположили муляжи овощей и фруктов, иллюстрации времен года, а так же оборудование для экспериментов.Обогащение игрового опыта ребенка – один из важнейших объектов нашего пристального внимания. Игра способствует созданию у детей веселого, жизнерадостного настроения, пробуждает стремление к общению со взрослыми и сверстниками. Известно, что самостоятельные игровые действия стимулируют игрушки. Учитывая наш возраст, игрушки нашей группы безопасны, функциональны, красочны и носят обобщенный характер. Наши дети еще только начинают играть в сюжетно-ролевые игры, их развитию способствуют наборы специальных игрушек: кухня, спальня, доктор, парикмахер и др. В первой младшей группе мы знакомим детей с настольно-печатными играми. С большим удовольствием дети познают новое, играя в «лото», «домино», «парные картинки» и мн. др. Все они доступны для ребенка, что способствует развитию самостоятельности и активности.Создавая предметно-развивающую среду для детей, мы совместно с родителями решали много творческих задач: становились дизайнерами, декораторами, портными, художниками, психологами и т.д. Организованная нами предметная среда предполагает гармоничное соотношение всех материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения их количества, разнообразия, неординарности, изменяемости. Мы видим, что созданная предметно-развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально – положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает в активной, творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации