Консультация для воспитателей "Обучение дошкольников основам безопасного поведения"

Автор публикации:
Миронцева Лариса Николаевна
с. Доброе, Липецкая область

Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем

здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули

бы, попали бы под машины, повыбивали бы себе глаза, поломали бы ноги и

позаболели бы воспалением мозга и воспалением легких – и уже сам не знаю,

какими болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть

здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать.

Объясним им, и они будут беречься».

Обучение детей основам безопасного поведения должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать необходимо с дошкольного возраста.

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.

Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача педагогов – воспитание у них самостоятельности и ответственности. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Эффективен способ показа детям последствий неправильного поведения или обращение с каким-либо предметом (животным, веществом и т.п.) с помощью иллюстраций, просмотра учебных фильмов.

Широко нужно использовать произведения детской художественной литературы, в том числе и специальные, для иллюстрирования детям правил безопасности и последствий шалостей

Всем известные сказки (большинство) содержат примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используйте эту возможность, что бы закрепить представления детей. Можно «переиначить» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности. Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми можно предложить детям специально подготовленные игры – драматизации, при этом следует использовать образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным окончанием.

Целесообразно разыгрывать разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми. В игровой тренинг необходимо включать разного рода "уговоры", привлекательные обещания. Разыгрываемые для малышей ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например "Волк и семеро козлят".

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);

- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);

- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).

Это следует объяснить детям и родителям. Для предупреждения опасных ситуаций нужно познакомить детей с основной группой пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться детям. Организуя беседу, можно использовать соответствующую детскую литературу ("Кошкин дом" С. Маршака, "Путаница" К. Чуковского, "Жил на свете слонёнок" Г. Цыферова или более сложные произведения Б. Житкова, Л. Толстого). Для старших дошкольников можно завести тетради для каждого ребёнка, в которых они должны нарисовать, что, по их мнению, делает пожарный, милиционер, врач. Там же написать соответствующий телефон ("01", "02", "03"). Обсуждать нарисованное. В результате работы над заданиями (по трём темам дети должны научиться громко и ясно называть свои имя, фамилию и домашний адрес, а также знать номера телефонов нужной службы спасения).

Можно использовать игрушечный телефон, чтобы дети научились набирать "01", "02", "03".

Дидактические игры и пособия помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

Ежедневные минутки безопасности, включенные в различные занятия и режимные процессы, позволят закрепить знания и умения личной безопасности у дошкольников. Песни, стихи помогут научить детей разнообразным правилам безопасности. Учите детей убирать за собой свое рабочее место, и игрушки. Порядок в доме и в группе не только для чистоты, но и для безопасности.

«Что если…?». Вопросы такого типа позволяют, во-первых, выявить, как ребенок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей. Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребенка взрослых. Моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образов поведения - необходимый метод освоения детьми правил безопасности.

Обучайте детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращайте особое внимание на меры предосторожности. Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным.

Сотрудничество с родителями воспитанников, помощь семье в воспитании безопасного поведения ребенка должны проходить через активные формы взаимодействия: тренинги, семинары, «круглые столы», консультации.

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребенка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, о необходимости, прививать ему навыки безопасного поведения.

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть…

Т.Г. Хромцова

Литература

1.Авдеева Н., Безопасность глазами ребенка: Учебно-методическое пособие по работе с детьми старшего дошкольного возраста. /Авдеева Н., Князева О., Стёркина Р.// Основы безопасности жизни.

2.Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника методическое пособие – 2-е изд. – М.: 2000. -108 с.

3.Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях : методическое пособие /Т.Л. Богина. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

4. Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребенка.

Школьная пресса, 2007. – 24с. – (Я – человек).

5.Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации. Автор-составитель О.В.Чермашенцева.

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Дополнительный файл публикации:
Свидетельство о публикации: