Методическая разработка, обобщение опыта "Система использования блочно-модульной системы на уроках "Фармакология"

Автор публикации:
Паршакова Татьяна Павловна
Красноярский край с.Рыбное

Министерство образования Красноярского края

Рыбинский филиал Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

«Уярский сельскохозяйственный техникум»

Обобщение опыта «Система использования блочно-модульной системы на уроках «Фармакологии»

по специальности среднего профессионального образования 111801 «Ветеринария»

Выполнила: преподаватель ветеринарных дисциплин Паршакова Т.П., с. Рыбное2015 г.


«Превратить деятельность студента в его самодеятельность» К.Д. Ушинский

Личностно-ориентированная педагогика и здоровьесберегающие технологии – вот то, что по – моему мнению, должно стать совершенно обязательным в любом учебном заведении и для каждого педагога, а воспитание интеллектуального, самостоятельного человека должна служить главной конечной целью образовательного процесса. Установка на личностно-ориентированное обучение привела меня к необходимости освоения блочно-модульной технологии.

Сущность блочно-модульной технологии:

Блочно-модульное обучение является альтернативой традиционной системы обучения.

Модульная технология известна с 1972 года. Наиболее полно ее основы разработаны П. Юцявичене и изложены в монографии «Теория и практика модульного обучения».

Основы модульной технологии рассмотрены в общепедагогической и дидактической литературе. Кратко можно выделить основные отличия модульного обучения от других систем обучения:

Содержание обучения должно быть представлено в законченных, самостоятельных блоках (информационные блоки);

Преподаватель общается с обучающимися, как посредством модулей, так и непосредственно с каждым учащимся индивидуально;

Каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, таким образом, может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях.

Каждый студент– активный субъект своей собственной деятельности. Позиция студента – это позиция полноценного субъекта деятельности. Осуществляющего самостоятельно все этапы; целеполагание и планирование, реализацию, цели и анализ результатов.

Происходит динамическое развитие во взаимодействии: преподаватель – студент – класс. Функция педагога – от информационно-контролирующей идет к консультативно-координирующей. Взаимодействие студент – преподаватель - класс идет с помощью модуля.

Хочу кратко выделить основные черты блочно-модульной технологии.

•Содержание обучения должно быть в самостоятельных блоках;

•Преподаватель общается со студентом непосредственно с каждым индивидуально)

•Каждый студент работает большую часть времени самостоятельно и таким образом образом может определить уровень своихзнаний, умений.

Использование данной технологии направлено целей:

а) мотивация учения;ч*

б) активизация учебного процесса;

в) повышение уровня усвоения изучаемого материала;

г) развитие навыков сотрудничества и делового общения;

д) развитие способностей к саморегуляции деятельности, ее оценке.

И как ожидаемый результат - это способность и умение студентов работать творчески, самостоятельно добывать знания, осмысливать, анализировать, вникать в сущность явлений и обобщать их.

Модульное обучение дает возможность индивидуализации содержания и процесса обучения с точки зрения рационализации.

Суть рационализации:

-индивидуализированное содержание обучения;

-выбор студентами путей и темпа усвоения;

-возможность постоянной коррекции процесса обучения с помощью контроля и самоконтроля.

Принципы модульного обучения.

Модуль - целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.

Принципы:

1.опережающее изучение материала;

2.выделение из содержания обучения обособленных элементов (УЭ)

3.динамичность;

4.разносторонности методического консультирования;

5.осознанной перспективы;

6.гибкости — основана на вариативности уровней сложности и трудности учебной деятельности;

7.модульности — предполагает построение учебного материала в виде блоков, на основе цельности и завершенности, полноты и логичности

8.развитие у студентов всех «само», самоконтроль, самовоспитание, самоанализ.

Каждый студент - активный субъект своей деятельности. Позиция студента - это позиция полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию, цели и

Я подбираю дополнительный материал, наглядные пособия, технические средства обучения, а также задания, тесты, графические, терминологические диктанты и т.д. Затем пишу методические пособия для студентов, которое необходимо размножить в количестве, соответствующем количеству студентов.

Методическое пособие для студентов - это технологическая карта урока. Она включает в себя:

-целевой план действий для студентов (планирование результатов деятельности для студентов на уроке);

-содержание изучаемого материала в постановке конкретных вопросов, соответствующих программе курса;

-руководство по усвоению материала (виды деятельности студентов, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего студент овладевает различными приемами самообразовательной работы);

-указатель количества баллов, который помогает произвести самооценку знаний, умений и навыков, полученных на уроке;

-блоки, в которых учебные элементы показывают последовательность выполнения заданий. Они связаны между собой логическим построением, требуют практической тренировки в формировании знаний, умений и навыков;

-самоконтроль за ходом обучения на уроке выражается в подсчете заработанных баллов и самооценке, согласно рекомендуемым нормам. Количество баллов варьируется в зависимости от сложности и объема материала и на каждом уроке может быть разным;

-рефлексия дает возможность студентам оценить предлагаемые способы обучения, степень сложности; выразить удовлетворенность или неудовлетворенность самим собой.

Общий план проведения блочно-модульного урока.

1)Тема модуля разбита на учебные элементы (УЭ) - графа № 1. На работу с каждым учебным элементом отводится определенное время. Студенты должны помнить о времени, ценить время, отведенное уроку.

2)К каждому УЭ поставлена цель и разработаны задания по изучению учебного материала - графа № 2, в графе № 3 даются рекомендации по усвоению студентами учебного материала (виды деятельности студента, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего студент овладевает различными приемами самообразовательной работы).

3)Уровень знаний по каждому УЭ студенты оценивают (промежуточный контроль) по пятибалльной шкале или по схеме отмеченной в тесте модуля, что дает возможность студентам учиться избегать недооценки или переоценки своих возможностей. Таким образом, каждый студент вместе с преподавателем осуществляет управление обучением, а, работая на доверии, студенты объективно оценивают свою работу. Оценку за работу по каждому УЭ студенты выставляют в лист учета знаний.

4)В УЭ -0 проводится мотивационная беседа. Цель мотивационной беседы в том, чтобы направить студентов на рабочий лад, заинтересовать или создать какую- либо проблемную ситуацию.

5)Перед изучением модуля проводится входной контроль (УЭ-1) знаний, умений и навыков студентов, чтобы иметь информацию об уровне готовности студентов.

6)Далее идет основной этап урока - изучение темы модуля (с УЭ-2 по УЭ - 5) и закрепление знаний (УЭ - 6)

7)После завершения работы с модулем проводится выходной контроль, который должен показать уровень усвоения темы модуля.

8)Последний этап - подведение итогов (УЭ - 7) и рефлексия. Здесь же дается разноуровневая информация о домашнем задании.

Самое сложное в студенческой жизни - это оценка. Традиционная система оценивания студентов несовершенна по многим причинам. Во-первых, не показывает систематичность, полноту, не является базой для продолжения образования. Во-вторых, выставление отличной оценки за любой удачный ответ или решение задачи лишает систему оценивания мотивирующей функции, т.е. не вызывает у студента стремление больше знать и уметь, а оставляет лишь желание получать как можно больше отличных отметок. В- третьих, отметка не выполняет своей главной задачи: не отражает подлинных результатов обучения, не определяет ни количественную, ни качественную характеристику знаний студента. Следует помнить, что сегодня студенты получают новую информацию не только на уроке, не только из учебника, но и из множества других источников. Современная жизнь, техникум требует от студентов не простого изложения требуемого материала с последующей оценкой приобретенных знаний, умений, навыков, а учета их индивидуальных особенностей и способностей, степени активности на уроке, количества затраченных усилий на подготовку. Я пытаюсь сделать оценку средством развития и воспитания личности, стремлюсь к тому, чтобы система оценивания обеспечила мотивацию деятельности студента, и у каждого студента был шанс получить более высокую оценку. В том числе и за счет дополнительных усилий в изучении предмета. Главной задачей является не как отследить результаты, а как сделать обучение комфортным для любого студента, создать чувство успеха и этим способствовать развитию личности, учитывая то, что в каждом студенте заложены определенные наклонности, следовательно, и способности. Для решения этой задачи следует четко определить, что обязательно должен знать и уметь каждый студент, что выходит за рамки обязательного минимума. Это же первый шаг к реализации поставленной задачи.

1ступень -1 -й уровень - узнавание, запоминание, воспроизведение

усвоение

знаний

2ступень -2-й уровень - пересказ текста словами, умение давать объяснение

пониманиеделать предложения о дальнейшем ходе явлений, использовать

полученные данные для определения следствия.

3ступень-3-й уровень - умение применять ранее усвоенный материал

пониманиев новых учебных условиях

4ступень –4 й уровень - умение расчленять материал на составляющие элементыанализ(вычленять части из целого, устанавливать причины, следствия,взаимосвязи и т.д.)

5 ступень –5-йуровень - умение студентов комбинировать элементы,

синтезреорганизовывать информацию из источников и на этой основе создаватьновый образ (в виде доклада, схемы, таблицы). Решать проблемы.

6 ступень -

оценка

6-йуровень - умение студентов оценивать значение факта, утверждения,исследовательских данных. Умение оценивать ответ товарища и свой ответ.

Считаю важным заранее довести до студентов требования к знаниям и умениям, сформировав их четко и однозначно. Тогда контроль становится объективным, гласным и открытым, не возникает обид и подозрений в пристрастности преподавателя.

Работая на уроках по блочно- модульной технологии, большое значение уделяю контролю результатов обучения. Контроль осуществляется постоянно:

за развитием навыков самообразования, самоанализа, самооценки, самореализации;

тематический (контроль знаний ЗУН студентов по блокам);

итоговый контроль (по результатам)

Для этого использую разные формы: тестирование, индивидуальное собеседование, зачет, творческие работы.

Что же дает модульное обучение?

Мои выводы базируются на наблюдениях, мониторинговых исследованиях и анкетировании студентов.

Значение блочно- модульной технологии для студентов, включенных в технологию модульного обучения, среди которых и проводилось анкетирование по вопросам:

•Что дают мне модульные уроки?

•Отвлекаюсь ли я на уроке?

•Хотели бы вы, чтобы так работали все преподаватели?

Из числа опрошенных, 95% студентов одобрили внедрение модульной технологии. Анализ информации позволил сделать вывод о том, что на уроках остается высокий сознательный уровень дисциплины, что в конечном итоге положительно влияет на качество и эффективность урока, что самостоятельная работа стала для этих студентов средством активной познавательной деятельности. Студентам предоставляется возможность получить индивидуальную консультацию, а самоконтроль, промежуточный и выходной, позволяет выявить пробелы в усвоении модуля.

Студенты в анкетах пишут, что на модульных уроках они в большей степени могут самореализоваться, и это способствует мотивации учения и продвижения на более высокий уровень обучения.

Опыт работы с использованием блочно-модульной технологии преподавания «Фармакологии», способствовал выявлению мной причин трудностей на уроке при традиционной форме обучения.

№ п/п

Что мешает учиться лучше

2014-2015

2015-2016

1

Недоступность учебного материала

9

6

2.

Отсутствие приемов учебной деятельности

0

1

3.

Неумение самостоятельно работать с книгой

5

4

4.

Неверие в свои силы

14

11

5.

Плохие взаимоотношения с преподавателями

1

2

6.

Плохое состояние здоровья

15

18

7.

Потеря интереса к учению

9

11

8.

Плохие способности

12

И

9.

Плохие учебники

1

3

10.

Низкая квалификация педагогов

0

0

11.

Отсутствие уважения в техникуме к студентам

0

1

12

Отсутствие порядка в техникуме

0

0

13

Увлечение другими делами

19

21

14

Собственная лень

25

31

Проанализировав данные, с целью повышения мотивационного аспекта с 2015-2016 учебного года стала использовать отдельные элементы блочно­ - модульной технологии. Для апробации технологии, которая затем сложилась в систему, я выбрала 23 группу студентов ветеринарного отделения на базе 11 классов. Перед началом проанализировала уровень овладения студентами общеучебными умениями и навыками (анализ аттестатов, беседа).

Аргументация результативности опыта работы.

Использование на занятиях блочно-модульной технологии, позволило построить урок от студента, вовлечь каждого из них в учебно-воспитательный процесс, в деятельность по овладению новых знаний, посильную нагрузку, дозированность домашнего задания.

Это отразилось на качестве преподавания «Фармакологии».

а) студенты участвовали в предметных викторинах, олимпиадах, фармакологическом эрудиционе внутри техникума, показали хорошие знания;

б) наблюдалась динамика роста и качества знаний.

Качество знаний, уровень обученности студентов в

2012-13

2013-14

2014- 15

2015- 16

Качество

знаний

Уровень

обученности

Качество

знаний

Уровень

обученности

Качество

знаний

Уровень

обученности

Качество

знаний

Уровень

обученности

56%

98%

50%

100%

54%

100%

56%

100%

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Опыт моей работы был представлен:

а) на заседаниях цикловой комиссии;

б) на педагогических кружках;

в) проводились открытые уроки, мастер - классы для преподавателей техникума;

г) на зональном конкурсе «Учитель года 2009»

Проблемы:

Одна из коренных проблем - эта проблема активности и самостоятельности студентов, т.к. деятельность преподавателя немыслима без опоры на эти качества тех, кого учит. Поэтому, чтобы добиться этого от каждого студента необходимо:

1.взять на вооружение и укрепить человеческий фактор (основополагающая задача преподавателя);

2.создать оптимальные условия для развития профессионального мышления (материальная база, компьютерные технологии);

3.слабая подготовленность студентов умению общаться, слушать других, развивать творческую активность, вызывать у студентов радость познания и удовлетворенности в учебе.

4.гигантскаяподготовительная работа преподавателя по разработке методических инструкций, методических материалов (большой объем информации, недостаток справочной литературы)

5.Невсегда достоверные результаты само- и взаимоконтроля.

В перспективе:

•Организовать обучение студентов на таком уровне трудности, который требует от них интеллектуальных и волевых усилий.

•Учебный материал подбирать так, чтобы он не был примитивным. Студент не ограничивался его воспроизведением, а понимал, развивая при этом свое профессиональное мышление, самообразование, ответственность, и был компетентен во всех ситуациях, какие бы ему не преподносила наша сложная жизнь.


ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ

(ОЦЕНИ СЕБЯ САМ)

МОДУЛЬ №62 ТЕМА : «ВИТАМИНЫ»

Этапы

работы

Количество баллов по заданиям

№ 1

№2

№3

№4

№5

итого

У.Э- 1

У.Э-2

У.Э-3

Итого

Критерии оценок : если ты набрал 16-15 баллов, то оценка за урок - «5»; 14- 13 баллов - «4»; 12-10 баллов - «3»; менее 10 баллов - неудовлетворительно, но не огорчайся, у тебя еще есть возможность исправить положение.

Дифференцированное домашнее задание :

Если оценка за урок «5» баллов, ты не получаешь домашнего задания;

Если оценка «4», повтори еще раз тему;

Если оценка «3» и менее, прочитай всю тему и сделай конспект, еще раз обрати внимание на ключевые понятия.

Творческое задание :

1.Составить ребус по теме.


Модуль № 62

Тема: «Витамины»

Учебный

элемент

Учебный материал с указанием заданий

Управление

обучением

У.Э-0

Интегрирующая цель:

по завершению работы над учебным материалом вы должны:

Владеть основными знаниями по фармакодинамике и применению витаминов, сравнивать свойства витаминов и выбирать нужный препарат в конкретных ситуациях.

Развить свое профессиональное мышление и навыки самообразования и самоконтроля на данном уроке.

У.Э. - 1 Актуализация опорных знаний

Цель: Выявить имеющиеся знания студентов по данной теме.

Задание № 1.

-какие вещества называют витаминами?

-какие витамины вы знаете?

-на какие 2 группы делят витамины?

-какие витаминные препараты вы знаете?

-в каких кормах содержатся витамины?

-почему морковь имеет оранжевый цвет?

-в каких лекарственных формах выпускают витамины.

-какое значение имеют витамины для организма?

-как оценивается активность витаминов?

-какие существуют источники получения витаминов?

За каждый правильный ответ в лист контроля «Оцени себя сам» ставим 1 балл

У.Э.- 2

Изучение

нового

материала

Цель: Освоить классификацию, принципы, действие витаминов и их применение.

Работа в микрогруппах.

Первая микрогруппа изучает действие и применение витамина А.

Прочитайте текст на стр.278-280 Проведите диалог. Обменяйтесь информацией.

Защита вопроса жирорастворимые витамины.

Витамин А (аксерофтальмический)

-опережающее чтение (докладывает студент)

-стихотворение о витамине А,

-песня о витамине А.

-препарат тетравит

Рефлексия:

-что нового вы узнали?

-с какими терминами познакомились?

-выставьте баллы в лист самоконтроля «Оцени себя»

Защита вопроса второй микрогруппой. Прочитайте текст на стр. 285 - 287

Обменяйтесь информацией.

Витамин Д (антирахитический)

За ответ от 3 до 5 баллов

За ответ 1 балл

Учебник


План урока

Дата: 28.01.2016 Группа: 23-В

Специальность: «Ветеринария»

Преподаватель: Паршакова Т.П.

Тема: «Витамины»

Цели:

Образовательная:

•Обеспечить в ходе урока усвоение основных знаний по фармакодинамике и применению витаминов;

•Формировать и закреплять у студентов умения сравнивать свойства витаминов и выбирать нужный препарат в конкретных ситуациях;

•Обобщить и систематизировать знания по витаминам и витаминным препаратам.

Развивающая:

•Учить студентов добывать знания из дополнительной литературы, современных справочников, умение действовать самостоятельно, развивать умения проводить самоанализ и самооценку знаний, познавательную активность студентов.

Воспитательная :

•Воспитывать интерес к изучаемой дисциплине, к своей профессии, творчеству, новаторству.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-витаминопанорама

Методы активизации познавательной деятельности студентов:

•Создание ситуации успеха;

•Проблемно-побуждающий;

•Оценка своих достижений

•Использование материала урока для выработки студента собственного взгляда на место витаминов в жизнедеятельности организма.

Материальное обеспечение: проектор, компьютер, экран, раздаточный материал, справочники, учебники, презентация темы «Витамины», натуральные образцы лекарственных препаратов.

Межпредметные связи: Внутренние незаразные болезни, Гинекология и биотехника размножения сельскохозяйственных животных, Патологическая физиология и патологическая анатомия сельскохозяйственных животных.

Отличительные черты урока: участие всех, разнообразие работ, выстраивание системы знаний, самоконтроль, взаимоконтроль, самообразование



Ход урока

I.Организационный момент (2 мин.)

а)Приветствие:

Здравствуйте те, кто сегодня весел.

Здравствуйте те, кто грустит,

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

А теперь улыбнитесь все те, кто будет работать с полной отдачей.

б)Формирование рабочих групп, объяснение правил работы на уроке.

Эпиграф урока: :

«В руках невежды лекарство яд.

В руках же людей сведущих –

напиток бессмертия»

Сашрута

II.Актуализация опорных знаний:

Выступление историка

Ответить на вопросы:

-какие вещества называют витаминами?

-какие витамины вы знаете?

-на какие 2 группы делят витамины?

-какие витаминные препараты вы знаете?

-в каких кормах содержатся витамины?

-почему морковь имеет оранжевый цвет?

-в каких лекарственных формах выпускают витамины.

-какое значение имеют витамины для организма?

-как оценивается активность витаминов.

-какие существуют источники получения витаминов?

Рефлексия:

•Сделайте самоанализ по итогам выполненной работы и определите трудные или непонятные вопросы.

•Выставьте баллы в лист контроля «Оцени себя сам»

III.Изложение нового материала с отражением вопросов экономического, экологического образования.

Методы ГМД, демонстрация, опережающее чтение, беседа, устная форма защиты вопросов.

1.Об экономической целесообразности применения витаминов.

2. Работав микрогруппах.

Защита первого задания «Витамин А»

Поучительный вывод:

Можно ли сделать из услышанной вами информации такие выводы, которые значимы для вашей деятельности и жизни?

Защита второго задания «Витамин Д»

Поучительный вывод:

Проанализируйте весь услышанный материал по данному вопросу и скажите, что заслуживает особого внимания и обсуждения?

Защита третьего задания «Витамин С»

Что не ждали!

Выберите из услышанного вами такую информацию, которая является для вас неожиданной.

3.Несовместимость витаминов (докладывает студент)

IV.Закрепление нового материала.

1.Разгадать лабиринт

V.Рефлексивно- оценочный этап.

Какую цель мы ставили в начале урока?

Продвинулись ли мы в ее достижении?

•Подсчет баллов.

•Выставление оценок.

VI.Итог урока.

Преподаватель: Паршакова Т.П.


Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Свидетельство о публикации: