Ветеринарный консилиум "Осуществление зоогигиенических профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий»."Внутренние незаразные болезни» "Болезни органов пищеварения"

Автор публикации:
Паршакова Татьяна Павловна
Красноярский край с.Рыбное

Министерство образования Красноярского края

Рыбинский филиал Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

«Уярский сельскохозяйственный техникум»

Название работы: Методическая разработка

ПМ 01« Осуществление зоогигиеническихпрофилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий».

ТЕМА:1.1: «Внутренние незаразные болезни» "Болезни органов пищеварения"

(урок ветеринарный – консилиум)

Автор работы Паршакова Татьяна Павловна, преподаватель, с. Рыбное, 2015 г

План урока.

Отделение: Ветеринарное.

Преподаватель: Паршакова Т.П.

ПМ 01« Осуществление зоогигиеническихпрофилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий».

ТЕМА:1.1: «Внутренние незаразные болезни»

Болезни органов пищеварения.

Цели занятия: Выявление уровня усвоения учебного материала, обобщение единичных знаний в систему, освоение знаний в системе.

Задачи занятия:

1.Выявить качество и уровень овладения знаниями, полученными в процессе изучения темы.

2.Научить предвидеть мини – проблемы, которые предстоит при этом решить.

3.Проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.

4.Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, умение поиска решения поставленных проблем, логическое мышление ( умениесравнивать, обобщать, делать выводы, коммуникативные навыки).

5.Совершенствовать навыки делового общения в группе.:

6.Воспитывать самостоятельность, терпение, уважение к своим партнерам, чувство ответственности.

7 . Воспитывать навыки самообразования.

Ожидаемые результаты: освоение данной темы позволит обучающимся овладеть умением принимать правильные решения по лечению заболеваний органов пищеварения животных, использовать полученные знания и умения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

Формируемые компетенции:

ОК 2. организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных (учебных) задач, профессиональногои личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной (учебной) деятельности.

ОК 6. Работатьв коллективе, команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7.Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятиемна себя ответственности за результат.

ПК 1.1. Обеспечивать оптимальные зоогигиенические условия содержания, кормления и ухода за животными.

ПК 1.2. Организовать и проводить профилактическую работу по предупреждению внутренних незаразных болезней сельскохозяйственных животных.

Методы обучения: словесный, проблемно-поисковый, исследовательский, мотивации, учебно-познавательной деятельности, наглядно-демонстрационный (презентация).

Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний

Форма проведения: урок -ветеринарныйконсилиум

Литература:

1.Данилевский В.М. «Внутренние незаразные болезни животных»., М., Агропромиздат, 2009 г. С

2.Практикум по внутренним незаразным болезням животных/ под ред. Данилевского В.М. , М., Агропромиздат, 1992г. С.

3.Кондрахин Л.П. «Внутренние незаразные болезни сельскохозяйственных животных» М., Колос, 2012г. с.

4.Журналы Ветеринария

5.Интернет ресурсы.

Эпиграф урока:

В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.

Август Бебель.

Ход урока

I . Объяснение правил работы на уроке.

1. Работу в группе направляет преподаватель, а руководит ею лидер группы (главный ветеринарный. врач).

2. Все в группе проявляют активность, вносят свой вклад в общее дело. В группе не должно быть «спящих».

3. Каждый в группе должен получить удовольствие от чувства уверенности в себе.

4. Все работают с удовольствием от общения друг с другом и от того, что вместе выполняют задания.

5. Уважайте свой труд и труд своих товарищей – внимательно слушайте друг друга.

II . Сообщение темы, цели урока.

1. «Мозговой штурм» - ответить на вопросы:

•что такое обмен веществ?

•какие функции выполняет обмен веществ в организме?

• за счет каких процессов осуществляется выполнение этих функций?

•что служит строительным материалом и источником энергии для клеток и органов?

• каким образом питательные вещества поступают в организм животных и человека?

• как часто встречаютсяболезни органов пищеварения?

• с чем это связано?

• в чем состоит суть режима питания?

2. Решить ситуацию

« Жизнь – это горение».

Эта мысль принадлежит знаменитым французским ученым 18 века

А. Лавуазье и П. Лапласу.

Объясните утверждение ученых.

3. Дайте научное обоснование данным выражениям и поговоркам.

- когда я ем , я глух и нем.

- завтрак съедай сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.

4. Выполнить задание:

Подчеркните одной чертой корма, а двумя чертами – питательные вещества: сено, солома, жирные кислоты, сенаж, белки, углеводы, трава, кукуруза, минеральные вещества, аминокислоты, силос, поваренная соль.

5.Ответить на вопросы:

Почему у здоровых животных языкимеет розоватый оттенок, а при желудочно-кишечных заболеваниях становится белым, обложенным?

Объясните, какова роль печени в выполнении следующих функций:

а) защитная;

б) участие в пищеварении:

в) участие в обмене веществ;

Назовите функции печени.

Что входит в состав желудочного сока?

Назовите функции пищеварительной системы.

Выполнить задание:

Вставьте пропущенные слова в текст:

Глотание – это сложный  акт, обязательным условием которого является рецепторов корня языка. Центр глотания расположен в, там же находится центр и  центр.

При глотании корма  и .

Глотание начинается с попадания корма на корень языка, а в этот момент  происходит опускание мягкого неба, который входв носовую полость, а надгортанник поднимается преграждая путь в . Корм в этот момент поступает в желудок.

III . «Ветеринарный консилиум»

- ролевая игра. В консилиуме принимают участие терапевты, хирурги, ренгенологи, бактериолог, онколог, биохимик, гистолог. Обсуждаются болезни: диспепсия теля, язвенная болезнь желудка у свиней, гастрит.

IV . Задание: Составить план профилактических мероприятий

- при диспепсии

- приготовить 3 литра 0.9% раствора поваренной соли

- приготовить 800 мл 40% раствора глюкозы

V . Стихотворение «Советы по сохранности телят»- читает студент

VI . Рефлексия

Молодцы! Мы подошли к зоне обсуждения. Все прошли испытание.

1 Легко ли было идти?

2 Что мешало?

3 Что было самым интересным?

4. Что запомнилось?

5. Глубоко ли мы исследовали тему урока?

6. Какие «белые пятна» еще остались?

7. Все ли участники были достаточно активны?

8. Все ли смогли проявить свои способности?

9. Удовлетворены ли вы своей работой на уроке?

10. Что из этого урока нам следует сохранить использовать в будущем?

VII .Оценки их комментирование.

VIII .ОРГАНИЗОВАННОЕ ОКОНЧАНИЕ УРОКА.

ХОД УРОКА

I .Организационный момент (2 мин. беседа)

Приветствие

Объяснение правил работы на уроке.

1.Работу в группе направляет преподаватель, а руководит ею лидер группы (главный ветеринарный врач).

2. Все в группе проявляют активность, вносят свой вклад в общее дело. В группе не должно быть спящих.

3.Каждый в группе должен получить удовольствие от чувства уверенности в себе.

4.Все работают с удовольствием от общения друг с другом и от того, что вместе выполняют задания.

5.Уважайте свой труд и труд своих товарищей – внимательно слушайте друг друга.

II . Сообщение темы, цели урока. (2 мин. беседа)

Эпиграф урока:

В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком

( Август Бебель.)

III . Актуализация опорных знаний. (мозговой штурм)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Сейчас мы все вместе восхитимся вашими глубокими знаниями пройденного материала, а для этого проведем опрос!

На сегодняшнем уроке мы с вами будем говорить о заболеваниях органов пищеварения связанных с нарушением обмена веществ.

Поэтому для начала я вам предлагаю« мозговой штурм». Я вам задам много вопросов и различных проблем, вы должны активно включиться в работу и заработать как можно больше баллов.

Демонстрация слайдов.

Вопросы.

-что такое обмен веществ?

- какие функции выполняет обмен веществ в организме?

- за счет каких процессов осуществляется выполнение этих функций?

- что служит строительным материалом и источником энергии для клеток и органов?

- каким образом питательные вещества поступают в организм животных и человека?

- как часто встречаютсяболезни органов пищеварения?

- с чем это связано?

- в чем состоит суть режима питания?

ВЫВОД: Режим питания, качественная пища, способствует хорошему пищеварению, лучшему обмену веществ, а значит и нашему здоровью. Недаром у древних римлян есть мудрая пословица : мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть.

Демонстрация слайдов.

Решить ситуацию( проблемно-поисковый метод):

Говорят: « Жизнь – это горение». Эта мысль принадлежит знаменитым французским ученым 18 века А Лавуазье и П Лапласу. Объясните утверждение ученых.

Дайте научное обоснование данным выражениям и поговоркам.

- когда я ем , я глух и нем.

- завтрак съедай сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.

Мы с вами поговорили о своем здоровье, а теперь посмотрим , что мы знаем о « братьях наших младших». Им надо тоже есть, чтобы жить. Я вам предлагаю следующие задания.

Демонстрация слайдов.

Задания : - Подчеркните одной чертой корма, а двумя чертами – питательные вещества 9сено, солома, жирные кислоты, сенаж, нуклеиновые кислоты, белки углеводы, трава, глицерин, кукуруза, минеральные соли, аминокислоты, силос, поваренная соль.

- почему у здоровых животных язык имеет розоватый оттенок, а при желудочно-кишечных заболеваниях становится белым, обложенным?

- объясните, какова роль печени в выполнении следующих функций:

а) защитная;

б) участие в пищеварении:

в) участие в обмене веществ;

Демонстрация слайда.

ФУНКЦИИ ПЕЧЕНИ

Вопрос. Назовите функции печении .

ФУНКЦИИ ЖЕЛЧИ

Демонстрация слайдов.

Вопрос. Назовите функции желчи.

СОСТАВ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА.

Демонстрация слайдов.

Вопрос. Назовите состав желудочного сока

ФУНКЦИИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.

Демонстрация слайдов.

Вопрос. Назовите функции пищеварительной системы

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: А сейчас мы потренируем мозги и попробуем решить задание, давайте вытащим из тайников вашей памяти что-то ценное.

Демонстрация слайдов.

Выполнить задание:

Вставьте пропущенные слова в текст:

Глотание – это сложный  акт, обязательным условием которого является рецепторов корня языка. Центр глотания расположен в, там же находится центр и  центр.

При глотании корма  и .

Глотание начинается с попадания корма на корень языка, а в этот момент  происходит опускание мягкого неба, который входв носовую полость, а надгортанник поднимается преграждая путь в . Корм в этот момент поступает в желудок.

IV.«Ветеринарный консилиум» - (метод проблемно-поисковый, исследовательский).

Преподаватель: В консилиуме принимают участие терапевты, хирурги, ренгенологи, бактериолог, онколог, биохимик, гистолог. Обсуждаются болезни: диспепсия телят, язвенная болезнь желудка у свиней, гастрит.

Перед тем как войти в клинику, давайте запишем тему и поставим перед собой задачу ; выяснить о каких заболеваниях идет речь, основные признаки заболеваний и их профилактику. Всю информацию вызапишете в своих опорных конспектах.

ГЛАВНЫЙ ВЕТ.ВРАЧ: Уважаемые коллеги, сегодня мы собрались чтобы обсудить заболевания которые часто встречаются у животных. Я пригласил на консилиум врачей: терапевтов, хирургов, рентгенологов, бактериологов, гистологов, биохимиков. Итак. Заслушаем первую историю болезни.

1ТЕРАПЕВТ:

Поросенок 8 месяцев, поступил в клинику со следующими симптомами: снижение аппетита, слабость, позывы к рвоте, язык обложен серовато-белым налетом, сильная сухость во рту, боли в области желудка, отрыжка, была рвота в рвотных массах присутствует слизь, желчь. Перистальтика кишечника понижена, каловые массы плотные, темного цвета, покрыты тонкой пленкой слизи. После проведения биохимического исследования крови и эндоскопии был поставлен диагноз – острый гастрит.

ГИСТОЛОГ: Гистологически в эпителиальном слое отмечается слизистая дистрофия, инфильтрация слизистого и подслизистого слоев серозным экссудатом, гиперемия сосудов, местами некроз и десквамация железистого эпителия.

КОНСУЛЬТАНТ:скажите пожалуйста, что означают слова гистология, дистрофия, инфильтрация, гиперемия, некроз, десквамация.

2 ТЕРАПЕВТ: Мы провели анализ рационов, условий кормления и содержания. Ферма, где содержится поросенок благополучная по инфекционным заболеваниям. Мы провели микологическое и токсикологическое исследование кормов, здесь все в порядке. Исследовали фекалии – глистная инвазия отсутствует

ГЛАВНЫЙ ВЕТ. ВРАЧ: В чем же причина заболевания. ?

3 ТЕРАПЕВТ: Из анамнеза с обслуживающим персоналом я выяснил, что поросенок отставал в росте, был слабее чем другие свиньи, его часто обижали,корма он всегда принимает торопливо. Плохо его пережевывает. Я думаю что в результате этого нарушилась моторная, секреторная и другие функции желудка, немаловажную рольимеет и воздействие стресса- факторов (поросенок был переведен из другой клетки), я подчеркиваю , что этих причин достаточно для развития болезни.

ГЛАВНЫЙ ВЕТ.ВРАЧ: Какое лечение вы ему назначили.

4 ТЕРАПЕВТ: Мы перевели его в отдельную клетку ввели раствор атропина сульфата подкожно в дозе 0,02мл на 1кг живого веса. Амилосубтиллин 0,1г на 1 кормовую единицу, также даем легкие возбуждающие растительные средства: корневище аира и траву золототысячника в виде сбора с исскуственной карловарской солью по 3 раза в день от 2 до 4 грамм, траву крапивыдвудомной сушенном в виде от10 до 30 грамм, в паховую складку подкожно ввели 5% раствор глюкозы 30 мл.

ГЛАВНЫЙ ВЕТВРАЧ: А кормите чем?

ДИЕТОЛОГ: Даем слизистые отвары. Из риса, но это дороговато получается, готовим жидкие каши из овса, ячменя с добавлением мелкоизмельченной моркови и немного картофельного пюре 4 – 5 раз в сутки.

ГЛАВНЫЙ ВЕТВРАЧ: Я вижу в основном вы со своей задачей справились хорошо, но должны же быть и профилактические мероприятия разработаны

1 ТЕРАПЕВТ: Да, мы разработали.

1Строго соблюдать технологию кормления.

2 Не допускать без надобности перегруппировки животных.

3 Нескармливать недоброкачественные, горячие, охлажденные корма.

4 Соблюдать правила содержания животных т. к. высокая концентрация поголовья, недостаточный фронт кормления, борьба за лидерство, изменение иерархического статуса – все это приводит к развитию болезни.

ГЛАВНЫЙ ВЕТВРАЧ: Давайте послушаем историю болезни следующего больного животного.

2 ТЕРАПЕВТ: Свиноматка возраст 1.5 года поступила к нам в клинику с симптомами язвы желудка. Ежедневно отмечались боли, т.е. были отмечены приступы беспокойства, колики, угнетение, признаки анемии, при позыве на корм отмечается быстрая насыщаемость, животное часто принимаетследующую позу: голова опущена, спина выгнута, грудные конечности выдвинуты вперед и широко расставлены. Во время пальпации в области мечевидного хряща отмечается болезненность.

БИОХИМИК: Мы взяли кровь из ушной веныпровели исследование и получили следующие результаты. СОЭ увеличена без уменьшения количества эритроцитов, но отмечается лейкоцитоз с лимфоцитозом и моноцитопенией.В фекалиях присутствует кровь.

ГЛАВНЫЙ ВЕТВРАЧ: Уважаемые коллеги, какие у вас предложения?

ОНКОЛОГ: Я думаю, если не наступит улучшения, необходимо провестионкологическое исследование. Демонстрация слайдов.

3 ТЕРАПЕВТ: 3дня назад мы взяли анализы для цитологической лаборатории. В гистологической лаборатории сделали анализ тканей, провели эндоскопию – осмотр слизистой пищевода и желудка и рекомендовали сделать ренгеноскопию желудка

ГЛАВНЫЙ ВЕТВРАЧ: Каковы же результаты анализов?

БИОХИМИК: Копрологический анализ показал присутствие крови. Анализ крови следующий: СОЭ повышено и с каждым днем увеличивается

ГЛАВНЫЙ ВЕТВРАЧ: А что нам скажет рентгенолог?

РЕНГЕНОЛОГ: Снимок показал наличие язв на слизистой оболочки желудка.

ГИСТОЛОГ: Мы взяли анализы. При исследовании отмечается кератинизация ( гиперкератоз безжелезистого участка слизистой оболочки пищеводного отдела. Также обнаружена хроническая язва – здесь в процесс вовлечены подслизистыйи мышечный слои т.е. язва большая, присутствуюти еще несколько эрозий. Гистологически в слизистой оболочке обнаруживают явления дистрофии, некроза, отторжения клеток покровного эпителия, гиперемию капилляров и развитие отека.

ГЛАВНЫЙ ВЕТВРАЧ: Причины возникновения у этого животного вы выяснили?

4 ТЕРАПЕВТ: Заболевание это полиэтиологическое. Причиной могут быть экзогенные и эндогенные факторы, но в данном случае – это однообразныйконцентрированный тип кормления, несбалансированный рацион, иногда был корм плохого качества, кроме этого присутствуют нарушения микроклимата и стресс-факторы.

ГЛАВНЫЙ ВЕТВРАЧ: Уважаемые коллеги, что будем делать с данным животным?

5 ТЕРАПЕВТ: Как что? Конечно будем лечить. Это очень хорошая свиноматка. Мы назначили для лечения витамин У – метилметионинсульфония хлорид, который активизирует репаративные процессы в слизистой оболочке обладает обезболивающими. И гистаминным эффектом, повышает резистентность организма в сочетании с анестезином 0.2 грамма. Также для лечения мы применяем нитрофурановые средства, бализ -2, атропина сульфат подкожно 0,02 мл на 1 кг живого веса, отвар зверобоя и викаирпо1 таблетки 3 раза в день.

ТЕРАПЕВТ: Мы будем следить за состоянием животного, покажелудочного кровотечения нет, если лечебный эффект не проявится то будем выбраковывать

ГЛАВНЫЙ ВЕТВРАЧ: Уважаемые коллеги, есть ли какие -нибудьвопросы к ведущим специалистам? Если вопросов нет, рассмотрим еще одну историю болезни.

ТЕРАПЕВТ: Теленок в возрасте 3 дней. Поступил в клинику с учащенной дефекацией, фекалии жидкие,отмечается угнетение, отсутствие аппетита. Теленок беспокоится,обнюхивает живот, что указывает на наличие болей в животе, иногда издает стоны. Пульс 70, дыхание 20 раз в минуту. Отмечается обезвоживание, глаза запавшие и упадок сил. Волосяной покров тусклый, взъерошенный, носовое зеркальце сухое, боли в области печем. Нижние отделы конечностей, уши холодные. Отмечается дрожь тела.

ГЛАВНЫЙ ВЕТВРАЧ: Я смотрю состояние теленка тяжелое? Какие меры были вами приняты.

2 ТЕРАПЕВТ: Мы сразу назначили комплексное лечение направленное на регулирование кормления, стимуляцию водного, кислотного-щелочного равновесия, предотвращение бродильных и гнилостных процессов в кишечнике, снижение токсикоза и повышение резистентности организма.

ГЛАВНЫЙ ВЕТВРАЧ: Хорошо, что конкретно применяли для лечения?

ТЕРАПЕВТ: Больного кормили 5 раз в день через равные промежутки времени. Брали 250 мл молозива добавляли 200млфизиологического раствора и выпаивали, также внутрь назначали рифампицин2раза в сутки, а также желудочныйискусственный сок 30 мл на 1 дачу перед кормлением.

Отвары изкоры березы, черемухи, кровохлебки. Подкожно в складку локтевого сустава с помощью аппарата Боброва вводили физиологический раствор в дозе 400 мл. Внутримышечно тетравит 3 мл. Как противострессовое и антигистаминное средство применяли пипольфен по 1 таблетки 2 раза в день. Организовали обогрев, проводили массаж тела

ГЛАВНЫЙ ВЕТВРАЧ: Как сейчас обстоят дела?

3 ТЕРАПЕВТ: Мне только что сообщили, что теленок пал.

ГЛАВНЫЙ ВЕТВРАЧ:Почему? Что другие специалисты не занимались данным животным?

4 ТЕРАПЕВТ: Почему не занимались, мы все делали правильно. Взяливсе анализы и отправили в лабораторию.

БАКТЕРИОЛОГ: Да, мы исследовали каловые массы. . Мы провели подтитровку антибиотиков, хорошие результаты дали витабактерин, этоний, рифанол,ясунит, рифациклин – последний мы и рекомендовали для лечения данного животного.

ГЛАВНЫЙ ВЕТВРАЧ: Вскрытие делали ?

ПАТОЛОГОАНАТОМ: Делали. Труп обезвожен, глаза запавшие, кожа суховатая. В сычуге жидкое содержимое с наличием казеиновых сгустков, на слизистой сычуга обильная слизь и мелкоточечные кровоизлияния. Слизистая тонкой кишки набухшая, очагово гиперимирована. Содержимое кишечника желтоватого цвета, без наличия крови. Селезенка не увеличена.Печень глинистого цвета, желчный пузырь переполнен густой желчью. Т.е. налицо явные признаки токсической диспепсии.

ГЛАВНЫЙ ВЕТВРАЧ: Лабораторные исследованияпо пат материалу проводились

БАКТЕРИСЛОГ: ДА, мы исследовали посевы материала из костного мозга и внутренних органов. Исключили колибактериоз, вирусную диарею, анаэробную дизентерию – т.е. болезни обусловленные специфическими возбудителями.

ГЛАВНЫЙ ВЕТВРАЧ:

Так каковы же причины смерти животного. Кровь исследовали.

БИОХИМИК: Да исследовали. СОЭ замедлена , очень сильное обезвоживание произошло при поносе. Увеличено содержание нейтрофиловт.к отмечалась интоксикация. Мало лимфоцитов т.е. картина исследования крови подтверждает диагноз – токсическая диспепсия.

ГЛАВНЫЙ ВЕТВРАЧ: Причины болезни выяснили

5 ТЕРАПЕВТ: Да выяснили. Я считаю, что причинами возникновения диспепсии у телят являются:

- низкий уровень работ по комплектованию и ремонту маточного поголовья.

- несоблюдение оптимальных параметров микроклимата и ветеринарно-санитарныхправил.

- неполноценное кормление маточного поголовья или использования недоброкачественных кормов, вызывающих патологию обмена веществ и соответственно приводящих к нарушению морфофункционального развития плода.

- на ферме наблюдается и следующие погрешности: неправильное и несвоевременное кормление новорожденных, дача охлажденного молозива. В результате создаются условия для дисбактериоза в пищеварительном тракте преимущественно за счет бурного размножения гнилостной микрофлоры токсигенной группы. Это служит основным моментом в развитии тяжело протекающей (токсической) диспепсии.

ГЛАВНЫЙ ВЕТВРАЧ: Поясните какой отпечаток это накладывает на организм животного?

6 ТЕРАПЕВТ: Болезнь начинает развиваться в результате неспособности организма новорожденных в полной мере расщеплять и усваивать молозиво, поступившее в желудочно-кишечный тракт. Обусловлено это морфологической и функциональной незрелостью органов пищеварения. Молозиво может плохо усваиваться и у физиологически зрелого приплода при перекорме или ухудшении биологических свойств молозива, нарушении способа икратности кормления. В результате в кишечнике образуется и накапливается значительное количество вредных продуктов неполного расщепления, обусловливающих токсикоз алиментарного происхождения.

Измененная рН среды кишечника, накопленные продукты неполного распада являются хорошей основой для развития гнилостной микрофлоры, возникает дисбактериоз, выделяющий большое количество токсинов. Начинается всасывание их в кровь, происходит токсикоз организма, возникает понос, в начале болезни как защитная мера, а в дальнейшем усиливающий нарушение обмена веществ, вызывающий обезвоживание, потерю аппетита, что свойственно тяжелому течению болезни.

ГЛАВНЫЙ ВЕТВРАЧ: Предложите план профилактических мероприятий по предупреждению диспепсии новорожденных телят.

7 ТЕРАПЕВТ: - Следить за обменными процессами у беременных животных (проводить биохимическое исследование сыворотки крови);

- своевременно диагностировать нарушения иисправлять выявленную патологию; - рацион должен сбалансирован не только по общей питательности, но и по качеству кормов;

- предусмотреть раздельное содержание сухостойных и стельных коров; - телят выращивать по методу « пусто-занято», с очередной сменяемостью секций;

- обеспечить животных моционом.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: читает стихотворение « Советы по сохранности телят».

Сто процентную сохранность

Получить молодняка –

Благородная задача,

Но она не так легка.

Чтобы этого добиться

недостаточно мечтать

Надо много потрудиться

надо четко дело знать,

чтоб теленок был здоровый,

чтобы рос, как надо он,

до отела дай корове

полноценный рацион

обеспечь белковой нормой,

повнимательнее будь,

с минеральною подкормкой,

витамины не забудь, моцион веди активный –

это важный механизм

свет, движенье, воздух зимний

укрепляет организм.

Не боится скот мороза,

но боится духоты,

излечить от ацидоза

лишь прогулкой сможешь ты.

Хорошо почисть корову,

В срок без лишней суеты

В каждом боксе для отела

Добивайся чистоты.

Постели соломы свежей

С ароматом полевым
беспокой корову, реже, не расстраивай режим

Принимай отел спокойно

Не мешай и не спеши.

Три часа для родов – норма

Позже помощь окажи.

Аппетит придет, теленок

Станет на ноги вставать

Поскорей дои Буренку –

Срок молозива давать

Не промешкай ни мгновенья

Срок уйдет, пройдет« запал»

Берегись, не в срок кормленье

Бьет теленка наповал

Не сварит желудок пищи,

Образуется комок

Вглубь него путей не сыщет,

Не пройдет желудка сок,

В срок кормите непременно

Из поилки, из соска.

Не спеши, а так примерно

Литр за 22 глотка

Так смешается по норме

Сок, слюна и молоко,

Ив желудке в рыхлой форме, переварится легко.

И еще животным малым

Есть один коварный враг

Патогенной микрофлоры

Много водится в дворах.

А теленка при рожденьи

Беззащитен организм

Лишь с молозивом получит

Он иммунный механизм.

Глобулины двое суток

Из молозива копит

При нарушенном режиме

Много раньше прекратит.

Для здоровья очень важно

Прежде, чем микроб заразный

Внутрь теленка попадет,

обсуши, согрей скорее,

Дай из чистого соска

Против грозного злодея

Потеплее молока.

Новорожденному надо

Слизь из носа удалить

Самого же на подстилку

Осторожно положить,

Не должна быть пуповина

Не длинна, не коротка, на 15 см

Обрезайте от пупка.

Кровьсдавите, не забудьте

Путь инфекции закрыть –

Надо в склянку с дез раствором

Пуповину опустить.

Пусть теленка мать оближет

Пообсушит и при том

Проведет массаж подвижным

И шершавым языком.

Коль рожден теленок крепким

Время нечего вести

В подготовленную клетку

Без оглядки помести.

Если очень слаб теленок

Ферма, ферме не родня

Пусть побудет постреленок на подсосе 2-3 дня.

Проследить, помочь, подняться

Подсадить к соску порой –

Так приходиться заняться

С животиной молодой.

Но зато с какой наградой,

Сопоставишь труд такой,

Видеть каждый день с отрадой

Жизнь, спасенную тобой

Не забудь, корове этой

Тоже время уделить

С полведра воды согретой

Через полчаса споить.

У теленка при рождении

Мал энергии запас,

И молозивом поенье

Очень важно в первый час.

Не забудь в стакан отдельный

Струйки первые сдоить,

Из сосков у новотельной

Микрофлору удалить.

Для телят профилакторий

На отсеки подели,

малыши от старших чтобы,

заразиться не смогли.

Одновозрастным составом

Все отсеки заполняй

Дезинфекций по уставу

Проводить не забывай.

Это сделать все возможно

Без значительных затрат,

Что дает эффект надежный

По сохранности телят.

Выполняй врачей советы
Все со смыслом проводи,

Будет честь тебе при этом

И успехи впереди

VI. РЕФЛЕКСИЯ.

Молодцы! Мы подошли к зоне обсуждения. Все прошли испытание.

1 Легко ли было идти?

2 Что мешало?

3 Что было самым интересным?

4. Что запомнилось?

5. Глубоко ли мы исследовали тему урока?

6. Какие «белые пятна» еще остались?

7. Все ли участники были достаточно активны?

8. Все ли смогли проявить свои способности?

9. Удовлетворены ли вы своей работой на уроке?

10. Что из этого урока нам следует сохранить использовать в будущем?

Вы хорошо потрудились! Сейчас мы немного поиграем, по часовой стрелке надо сказать соседу несколько теплых слов. Заканчиваем тем, кто начал.

Сегодня мы затронули тему, которая касается не только животных, но и нас с вами, и я хочу, чтобы вы всегда помнили о ней, и хочу вам пожелать, будьте здоровы.

Оценки, их комментирование.

VII. ОРГАНИЗОВАННОЕ ОКОНЧАНИЕ УРОКА.

Методические указания

Подготовительный этап: студенты получают заданиесобрать материал о диагностике и профилактике таких заболеваний, как острый гастрит, язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки, диспепсия.

Подготовка к уроку состоит из самостоятельной работы студентов с дополнительной литературой и консультаций, проводимой преподавателем во внеурочное время.

В составлениисценария урока большая роль принадлежит преподавателю.

Перед началом урока столы расставляются полукругом, у студентов бейджики «Терапевт», «Хирург», «Ренгенолог» и т.д. На экране тема, девиз клиники, таблица для заполнения.

За две недели был предложен план по избранной теме с указанием вопросов для обсуждения и список используемой литературы. Преподаватель определяет возможные формы работы на уроке (общую, групповую, индивидуальную), вид самостоятельной работы (план, тезис, конспект, реферат)

Главное в уроке: совместный поиск истины и собственное открытие.

Урок ведет студент – главный ветврач (он ставит задание, задает вопросы, подает реплики, иногда провоцирующего характера, что не позволяет уйти в сторону от обсуждения проблемы, подводит итог).

При выдаче заданий необходимо учитывать индивидуальные особенности студентов. В процессе урока абсолютно все должны работать и получить оценку.

В начале урока проводится актуализация опорных знаний, чтобы выяснить, какие знания имеют студенты по данной теме.

В процессе урока студенты учатся выступать перед аудиторией, развивать логическое врачебное, критическое мышление – то есть реализуется проект сотрудничества преподавателя и студентов.

Выполняя задания, общаясь между собой, студенты участвуют в активном построении знаний.

В конце урока проводится рефлексия, где студенты делают выводы: удовлетворены ли они своей работой на уроке, все ли смогли проявить свои способности и т.д.

РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку преподавателя ветеринарных дисциплин Паршаковой Т.П. на тему « Болезни органов пищеварения», связанные с нарушением обмена веществ.

Рецензент: Баскакова Т.И. -преподаватель ветеринарных дисциплин Рыбинского сельскохозяйственного техникума.

В данной методической разработке представлен проект – технологии критического мышления и проект сотрудничества преподавателя и студентов.

Эта технология позволяет развивать критическое мышление студентов при организации их работы с различными источниками информации.

Мотивация студентов к изучению нового материала осуществляется путем привлеченияихк самостоятельному полаганию, рефлексии, а также через организацию коллективной, парной и индивидуальной самостоятельной деятельности на уроке.

Использование данной технологии дает возможность учесть индивидуальные особенности познавательных интересов студентов, обучать каждого в зоне ближайшего развития.

Данная технология дает возможности одновременного эффективного решения задач обучения и развития, гармоничного сочетания работы с текстом и общения. Она ориентирована на развитие студента и преподавателя, на ориентацию педагогического сотрудничества.

Студенты используют исследовательские методыв обучении, ставят перед собой вопросы и планомерно ищут на них ответы.

Технология критического мышления:

- содержит ситуацию выбора, которую делают студенты.

- предполагают смену ролевых позиций студентов,

- настраивает на доверие студентов группы друг к другу,

- выполняется приемами, которыми человек пользуется постоянно (сравнения, систематизация, анализ, обобщения).

Выполняя задания, общаясь между собой, студенты участвуютв активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы, что способствует развитию навыка выступления перед аудиторией.

Признаки критического мышления:

- мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;

- самостоятельное , ответственное;

-аргументированное,поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;

- многогранное, т. к. оно проявляется в умении рассматривать явления с разных сторон;&

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Свидетельство о публикации: