Методическая разработка и презентация на тему: "Введение в Фармакологию

Автор публикации:
Паршакова Татьяна Павловна
Красноярский край Рыбинский район с.Рыбное

Министерство образования Красноярского края

Рыбинский филиал КГБПОУ «Уярский сельскохозяйственный техникум»

Дисциплина: Фармакология

Название работы: Методическая разработка для проведения занятия по теме «Введение»

Автор работы Паршакова Татьяна Павловна, преподаватель

с. Рыбное

План занятия № 1

Дата:

Курс:2

Группа:22-в

Специальность: Ветеринария

Преподаватель: Паршакова Т.П.

Дисциплина: «Фармакология»

Тема: Введение

Цели:

Образовательная: Ввести в курс дисциплины, ознакомить с научными направлениями фармакологии, источниками получения лекарственных веществ.

Воспитательная: Формировать интерес к своей профессии.

Развивающая:

1. Развивать навыки выделять главное, конкретное в изучаемом вопросе.

2. Развивать врачебное мышление.

3. Развивать познавательные способности студентов.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма проведения – урок погружения в фармакологию с применением техникиобратной связи.

Перечень наглядных пособий, технических средств дидактических материалов: компьютер, экран, проектор, раздаточный материал.

Междисциплинарные связи: внутренние незаразные болезни, хирургия, акушерство, эпизоотология с микробиологией, биохимия.

Отличительные черты урока: разнообразие работ, участие всех, выстраивание системы знаний.

Перечень литературы: БВ. УША Фармакология Москва. « КОЛОС» 2010 г.

А. Махов. Сибирский травник. Красноярск, 2000 г

М.И.Рабинович. Лекарственные растения в ветеринарной практике.

В.Д.Соколов. Фармакология. Москва, 2007 г.

Д.К.Червяков. Фармакология с рецептурой. Москва., Агропромиздат, 2007


Ход урока

Элемент занятия, ориентировочные сроки

Содержание и методы обучения

Применяемое оборудование и материалы

Дополнительный материал

По экологическому обучению

По экономическому обучению

I. Организационный момент (2 мин.)

Беседа

- приветствие студентов

- создание рабочего настроения

- формирование рабочих групп, объяснение правил работы на уроке.

II .Сообщение темы, цели урока.

2 мин.

Беседа. Доведение целей занятия до студентов

Экран, компьютер

III. Изложение нового материала.

1. Определение понятияфармакологии – объяснение преподавателя,решение головоломки

- эпиграф урока:

«В руках невежды лекарство яд.

В руках же людей сведущих –

напиток бессмертия»

Сашрута

2.Научные направления фармакологии.

Самостоятельная работа студентов с опорными конспектами.

Задание: поставьте цифру, соответствующую содержанию данного понятия.

3. Задачи фармакологии –самостоятельная работа студентов по анализу информации.

Вопрос: Проанализируйте информацию, сделайте вывод, что заслуживает особого внимания?

4. Источники и пути получения лекарственных веществ.

Беседа, диалог.

Ответить на вопросы:

- Какие существуют источники получения лекарственных веществ?

А).Минеральные вещества.

- Какие минеральные вещества необходимы организму?

- Какое значение для организма имеют Са, Р, Fe,Cu. И т.д.?

б)Синтетические соединения.

В).Лекарственные вещества животного происхождения

г)Генная инженерия. Биотехнология

д).Лекарственные растения.

Ответить на вопросы:

- какие лекарственные растения вы можете назвать?

- с какой целью применяютлекарственные растения?

- какие лекарственные формы готовят из растений? (настой, отвары, настойки).

- а бесполезные растения есть?

- все ли лекарственное растение полезно?

Решить задачи:

1. Представьте, мы с вами в лесу собираем лекарственные растения. С нами бегает небольшая собачонка, она возится поодаль, вдруг раздался лай, собачонка поранила лапку, идет кровь, лекарственных средств у нас нет, но вокруг растут черемуха, подорожник, зверобой, конский щавель, полынь.

Как можно помочь собачке? Каким действием обладает данное растение?

2.Весна. Май. Ярко светит солнце, за свинарником буйно раскинулись заросли крапивы, а в темном помещении свинарника находятся маленькие поросята, которые большей частью лежат и роют пяточками бетонный пол. Что надо сделать в качестве профилактики железодефицитной анемии. Лекарственных средств нет. Как все это правильно применить? Каким действием обладает крапива, а солнечный свет?

5. Рассказ –вставка преподавателя из пьесы Шекспира «Ромео и Джульета»

6. Задание. Внимательно прочитайте заметку и дайте рекомендации о правильном использовании лекарственных препаратов.

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3

Приложение № 4

Приложение № 5

Фармакологический контроль за правильным использованием лекарственных препаратов и обеспечения их экологической безопасности.

О бережном отношении лекарственных растений при их сборе на лекарственное сырье

Причины поиска эффективных, экономически выгодных лекарственных веществ для лечения животных

Об экономической эффективности применения лекарственных растений с лечебной целью

IV. Рефлексивно-оценочный этап:

- какую цель мы ставили в начале урока?

- продвинулись ли вы в ее достижении?

- ответить на вопросы одним предложением.

  • Подсчет баллов
  • Выставление оценок.

V. Итог урока.

Преподаватель: Паршакова Т.П


ХОД УРОКА.

I. Организационный момент (2 мин. беседа)

Преподаватель:

Здравствуйте те, кто сегодня весел.

Здравствуйте те, кто грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Здравствуйте все.

А теперь все посмотрели друг на друга и улыбнулись. Хорошо ! И на этой нотке мы начинаем наш урок.

Давайте с вами познакомимся, я уже представилась, а вас всех я уже знаю. Вы Вася. вы Сергей. На ваших жетончикахнадпись курсивом.

Ну что начинаем урок поскорей,

В фармакологию, друзья!

Сейчас мы вместе окунемся,

Язык латинский встретит нас,

А мы изучением фармакологии займемся.

Как мы будем работать на уроке? Работать будем в группах. В течение урока вам будут предложены задания и много самых разных вопросов, на которые вы постараетесь ответить. Если будут возникать трудности –помогайте друг другу.В каждой группе есть ответственный за работу. И кроме этого, вам каждому даны листы самооценки, за каждый правильный ответставьте себе в лист по 1 баллу.

Слайд

Тема урока: Введение в фармакологию.

Вопрос: Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Студенты отвечают

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ УРОКА ( 2 мин беседа)

Доведение целей занятия до студентов.

III. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. (объяснение преподавателя, решение головоломки)

Что такое фармакология вы определите, разгадав головоломку – (самостоятельная работа в микрогруппе.)

Слайд головоломки.

Сравним, правильно ли вы разгадали головоломку?

Ответы на слайде.

Девиз урока:

«В руках невежды лекарство яд.

В руках же людей сведущих –

напиток бессмертия»

Сашрута – (индийский мудрец, который жил в 6 веке до нашей эры, описал пластические операции носа, ушей. Лечил сложные переломы, проводил наркоз, применяя кокаиновые капли)

И мы сейчас поговорим о лекарстве – как о напитке бессмертия.

Слайд определения Фармакологии.

ФАРМАКОЛОГИЯ – от греческого (Pharmacon) – лекарство и (logos)- учение, наука, изучающая действие лекарственных средств на живой организм. Отличительная черта современной фармакологии – быстрый прогресс и развитие новых научных направлений.

Слайд

- Научные направления фармакологии ( самостоятельная работа студентов с опорными конспектами).

Задание: поставить цифру, соответствующую содержанию данного понятия.

Их много, но мы поговорим о тех, которые вам в жизни больше пригодятся. У вас на столах лежат опорные конспекты.

В клетках опорного конспекта обозначено содержание. Внимательно читайте и постарайтесь правильно подобрать к ним определения. И не забывайте, вы работаете в микрогруппе – помогайте друг другу

Преподаватель:

А сейчас мы проверим, как вы справились с работой?

Отвечают по 2-3 человека от каждой группы, полученные результаты сравниваем с ответами на презентации.

Слайд.

Научные направления фармакологии

Научно-технический процесс фармакологии и многообразие задач стоящих перед ней, способствовали выделению ряду направлений:

1.Рецептура – наука о правилах выписывания рецептов, хранения, приготовления и отпуска лекарственных веществ из аптек.

2.Фармакогнозия – наука о материалах, служащих для приготовления лекарственных веществ.

3.Фармакокинетика – учение о закономерностях распределения лекарственных веществ во внутренней среде организма.

4.Токсикология – наука о ядах, их свойствах, действиилечении отравлений.

5.Стресс-фармакология – обеспечивает лекарственную коррекцию стрессов и осуществляет поиск и разработкуантистрессовых препаратов.

6.Имунофармакология – изучает влияние лекарственных веществ на иммунный статус организма.

7.Экологическая фармакология – изучает влияние лекарственных веществ на окружающую среду и поиск путей снижения их отрицательного воздействия на экологию.

Преподаватель:

Благодаря развитию научных направлений и работе биохимиков и фармакологов получено большое количество лекарственных веществ. Сейчас известно больше 6 млн. различных химических соединений, но лекарственное действие изучено у небольшого количества этих веществ. Возможно, среди них есть чудодейственные, против самых опасных заболеваний. Например, красный стрептоцид применяют в текстильной промышленности. С 1908 года как краситель, а его бактериостатическое действие обнаружено через 27 лет.

В настоящее время выпускается огромное количество лечебно-профилактических препаратов. В нашей стране зарегистрировано и занесено в Государственный реестр более трех тысяч лекарственных средств. Однако перед фармакологами и биохимиками стоит задача постоянного поиска новых более эффективных средств. Особого успеха фармакология добилась, во второй половине прошлого столетия на 60-90% лекарственных веществ не были известны 20-30 лет назад.

Слайд.

ЗАДАЧИ ФАРМАКОЛОГИИ(самостоятельная работа студентов по анализу информации)

Студенты изучают информацию о задачах фармакологии из журнала «Ветеринария».

Одна из актуальных задач современной фармакологии – дальнейший поиск лекарственных препаратов, которые в первую очередь должны воздействовать на защитные силы организма и стимулировать их в пределах физиологических возможностей организма. Задача ветеринарной фармакологии – это также поиск эффективных лекарственных веществ для стимуляции роста, развития животных, повышения их плодовитости и обеспечивающих экологически чистую продукцию животноводства. Проблема стимуляции роста имеет не только экономическое значение, но и ветеринарное, что связано с повышением жизнестойкости животного и предупреждением многих заболеваний. В качестве фармакологических стимуляторов в ветеринарии используют витамины, тканевые препараты, антибиотики.

Вопрос: Проанализируйте информацию,сделайте вывод , что заслуживаетособого внимания?

Студенты отвечают на поставленный вопрос.

Слайд

4.ИСТОЧНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ (беседа, диалог)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Мы выяснили, что существует большое количество лекарственных

препаратов, а из чего их получают?

ОТВЕТ СТУДЕНТА.

Слайд.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Какие существуют источники получения лекарственных веществ?

ОТВЕТ СТУДЕНТА.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Давайте обобщим ваши ответы.

К источникам получения лекарственных средств относят:

1. Минеральные вещества.

Вопрос: Какие минеральные вещества необходимы организму: Са, Р, и т.д. в чистом виде и в виде солей.

Вопрос: Какое значение для организма имеет Са, Р,

2.Синтетические соединения – таким путем получены ферменты, гормоны, сульфаниламидные препараты.

3.Продукты жизнедеятельности грибов и микроорганизмов.

4..Лекарственные вещества животного происхождения (окситоцин, пепсин, адреналин и т.д.)

2. Лекарственные растения.

Вопрос: Какие вы можете назвать лекарственные растения? С какой целью применяют лекарственные растения?

Какие лекарственные формы готовят из лекарственных растений? (гликозиды, эфирные масла, горечи и т.д.)

А сейчас мы проверим ваше врачебное мышление.

ПРОНАЛИЗИРУЙТЕ СИТУАЦИЮ.

Представьте, мы с вами в лесу собираем лекарственные растения. С нами бегает небольшая собачонка, она возится поодаль, вдруг раздался лай, собачонка поранила лапку, идет кровь, лекарственных средств у нас нет, но вокруг растут черемуха, подорожник, зверобой, конский щавель, полынь.

Как можно помочь собачке? Каким действием обладает данное растение?

Слайд.

Студенты отвечают на поставленную ситуацию.

Еще одна ситуация.

Весна. Май. Ярко светит солнце, за свинарником буйно раскинулись заросли крапивы, а в темном помещении свинарника находятся маленькие поросята, которые большей частью лежат и роют пяточками бетонный пол. Что надо сделать в качестве профилактики железодефицитной анемии. Лекарственных средств нет. Как все это правильно применить? Каким действием обладает крапива, а солнечный свет?

Слайд.

Студенты анализируют ситуацию.

Преподаватель:

Лекарственные растения для лечения применяют давно и в настоящее время им придают большое значение.

Я хочу рассказать предание, повествующее о том, как древнего врача Чараки, его учитель отправил в лес найти совершенно бесполезное растение. «Учитель», - сказал Чараки вернувшись из леса, 3 дня я ходил по лесу и не нашел ни одного бесполезного растения. И действительно, даже любой сорняк – это растение, достоинства которого не раскрыты. А еще более определено писал об этом Парацельс. «Все есть яд, ничто не лишено ядовитости, и все есть лекарство. Одна только доза делает вещество ядом и лекарством!»

ЭКОЛОГ: Зеленый мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт Кирсанов.

Я не степью хожу,

Я хожу по аптеке,

Разбираясь в ее травяной картотеке.

Беспредельная степь,

Бесконечная степь, ты природой написанный,

Странный рецепт.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Используется двадцать одна тысяча растений с лечебной целью, но не надо забывать о том, что число этих растений ограничено, их надо беречь. В одном из документов международной стратегии охраны природы, - говорится: «Мы не унаследовали землю от наших отцов, мы взяли ее в долг у наших детей». Поэтому разговор о лекарственных растениях я хочу закончить словами Н. Старшинова.

ЭКОЛОГ:

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Летать в одном полете.

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке,

И клюкву на болоте!

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Фармакология тесно связана со многими теоретическими дисциплинами: физиология, патологическая физиология, биохимия и клиническими дисциплинами (хирургия, внутренние незаразные болезни, эпизоотология, акушерство, паразитология) и ее прогресс, несомненно, сказывается на их развитии. Так изучение наркотических, местно-анестезирующих и других веществ, способствовало развитию хирургии. С выделением и синтезом антибиотиков и сульфаниламидных препаратов повысилась эффективность лечения инфекционных болезней.

«В руках невежды лекарство яд.

В руках же людей сведущих –

напиток бессмертия»(Сашрута )

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Мы говорили сейчас о том, что лекарственные вещества при правильном применении являются напитком бессмертия, но в руках невежды – они яд. И люди, знаяоб этом, могут применять их в этом направлении, и вот тому пример.

Открытие психотропных средств, способствовало дальнейшему развитию психиатрии. Люди, зная действия лекарственных веществ на организм, применяли их в нужном для себя направлении и вот тому пример.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Внимательно прочитайте заметку и дайте рекомендации о правильном использовании лекарственных препаратов.

В газете сообщалось о громком происшествии на Гаити. Негра Нарсиса завистливый брат, водившийся с колдунами, отравил ядом из мяса тропического животного. Потерявшего сознание Нарсиса жена отвезла в больницу, где через два дня врачи решили, что он умер. В могиле Нарсис пролежал около суток, когда глубокой ночью услышал, что кто-то открывает гроб. Затем двое неизвестных вытащили его и отправили за много километров в глухую деревню, где он и еще полсотни таких же «покойников» работали с восхода до заката на своего хозяина. Ад кончился через 18 лет, пока один из порабощенных не убил угнетателя лопатой.

И еще пример: Сюжет поэтической пьесы Шекспира Ромео и Джульетта, навеян истинным происшествием. Принуждаемая к замужеству не по любви, Джульетта в тоске обращается к монаху, который впоследствии рассказывает:

Тогда я ей, руководствуясь наукой

Дал сонного питья, его лишь выпив,

Она мгновенно погрузилась в сон,

Подобный смерти, я послал к Ромео,

Чтоб он ее из временной могилы,

Освободить явился к той минуте,

Как перестанет действовать питье,

Но мой посол случайно был задержан.

И все мы помним трагическое развитие дальнейших событий: узнав о смерти любимой, но не ведая хитрого замысла, Ромео покупает яд у аптекаря, приходит в склеп, возлагает цветы на могилу девушки и принимает отраву, когда Джульетта просыпается, она видит бездыханное тело Ромео, и в горе, взяв его кинжал, пронзает себя.

Сейчас также открыты иммунодепрессанты, что позволило решить проблему пересадки органов.

Не могу не привести и такой пример:

Слайд

Убийцы от фармацевтики

В СМИ появилисьзаметки о вреде лекарственных препаратов, прошу

внимательно прочитайте ее и дайте рекомендации о правильном использовании лекарственных препаратов.

Самостоятельная работа студентов.

КАРОКАС:

Когда 18-ти летнего Хоакина Риверу из гватемальского города Пуэрто – Барриос доставили в местную больницу, врачи были бессильны что либо сделать. Согласно истории болезни, он проходил лечение в связи с заболеванием почек. Однако судебно-медицинская экспертиза, проведенная по требованию его родителей установила: юношу убили лекарства.

Небольшая заметка об этой печальной истории обошла многие газеты Латинской Америки, вызвав широкую волну протестов против преступной деятельности наконтинентетранснациональных фармацевтических корпораций, которые обогащаются за счет сбыта латиноамериканским странам опасных для здоровья медицинских препаратов.

Как свидетельствует венесуэльская газета «Диарио де Карокас», в странах континента находится только в свободной продаже около 100 медикаментов американского производства запрещенных в самих США. Так в центральной Америке широко используется антибиотик под названием клоранфеникол, употребление которого вызывает неизлечимые заболевания крови. Это лекарство поставляют в страны американские фирмы «Маккесон» и «Парк дэйвис».

Компания «Стерлинг – драг» сбывает другой, не менее губительный препарат – дипирон, который рекламируется, как эффективное болеутоляющее средство. По мнению специалистов, его применение даже в незначительных дозах может привести к смертельному исходу. Наши газеты и телевидение не раз информировали, что в Россию тоже поступают препараты сомнительного происхождения, как медицинских, так и ветеринарных.

Рекомендации, которые дают студенты о правильном применении лекарственных препаратов.

- Лекарственные препараты приобретать только в специализированных фирмах, аптеках.

- Изучать инструкцию по применению препарата.

- Точно знать дозу лекарственного препарата.

- Новые лекарственные вещества апробировать на контрольной группе животных, а затем уже на всех остальных.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Я уже много раз повторила такие слова, каклекарственные вещества, лекарственные препараты – это одно и тоже или между ними есть какие-то различия?

Студенты даютсвои ответы.

Преподаватель:

Запишите в тетрадь следующие понятия.

Лечебные средства – это все то, что способно предупредить и устранить болезнь.

Лекарственные вещества – это вещества, применяемые для лечения и профилактики болезней.

Лекарственные препараты – это вещества, полученные в результате обработки, очистки и которым присвоено определенное название.

Зная действие и применение лекарственных препаратов, врач подбирает наиболее эффективные средства лечения, тем самым уменьшает смертность животных и повышает их продуктивность. При помощи лекарственных веществ мы стараемся восстановить утраченные функции организма. Врач должен быстро применять дезинфицирующие инсектоакарицидные, дератизационные средства, чтобы быстро ликвидировать очаг заболевания. Значит знания по фармакологии необходимы и для того, чтобы правильно проводить лечебно-профилактические мероприятия при различных заболеваниях ирешить задачу создания изобилия продуктов питания.

Вопрос:

Какую цель вы ставили в начале занятия? Помните?

Студенты отвечают на вопрос.

Вопрос:

Продвинулись ли вы в ее достижении?

Студенты отвечают на вопрос.

Преподаватель:а)подсчитайте баллы

Б) выставите оценки.

IV.Рефлексивно – оценочный этап.

Ответить на этот вопрос одним предложением.

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4.я выполнял задания…

5.я понял, что…

6.теперь я могу…

7.я почувствовал, что…

8.я приобрел…

V. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

Организованное окончание урока.(4мин.еседа)

Преподаватель:

Вы узнали сегодня много

Это только начало всего

В храм науки легла дорога

Далеко еще до него.

Вы старались , я понимаю,

И за это благодарю.

Ну, что ж ,намерения похвальны.

А домашнего задания я вам не задаю.

Самоанализ урока

Данный урок «Введение в фармакологию» выступает как программная единица, представляющая замкнутый отрезок обучения.

Исходя из этого, учащимся было предложено необычное начало урока, чтобы с первых минут вызвать у них интерес.

Содержание урока расширяет кругозор учащихся. Помогает взглянуть на дисциплину за рамки кабинета.

Была определена тема урока и вопросы, которые работали на формирование ключевых компетенций.

На уроке была создана ситуация взаимодействия преподавателя и учащихся, построенная на принципах сотрудничества, диалога.

Педагог был организатором совместного процесса обучения.

В результате учебная деятельность студентов оказалась вполне самостоятельной, они делали выводы, применяли свой жизненный опыт.

Групповая работа способствовала развитию навыков работать в коллективе, сотрудничеству, взаимопомощи.

Работа с опорными конспектами способствовала развитию умения определять смысловое содержание понятий в текстовой форме, а работа с заметкой с первоисточником.

Отвечая на вопросы, наблюдалось развитие навыков аудирования, умения выделять главное из общего в вопросе, а также развитие устных коммуникативных компетентностей, умение включаться в диалог, составлять целостную словесную композицию, развивается логическое и профессиональное мышление.

Предлагая решить ситуационные задачи, формировала у студентов умение применять полученные знания в новой ситуации, компетентность решения проблемы с воспроизведением полученных знаний.

Уделяла внимание экономическому, экологическому воспитанию. Старалась реализовать межпредметные связи. Прививала любовь к живой природе, бережному отношению к ней, ко всему прекрасному, что нас окружает.

На уроке выполнялись задания, и был предложен материал, который позволил сформировать собственное пространство базовых знаний у учащихся. На уроке применяла презентацию, которая позволила полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала, сделать урок ярким, насыщенным.

На уроке применялись элементы, способствующие развитию самооценки и самоконтроля.

В конце урока была проведена рефлексия – каждый по кругу высказался одним предложением о своей активности и увлекательности на уроке, что он взял полезного.

Считаю, что урок в целом своей цели достиг.

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Дополнительный файл публикации:
Свидетельство о публикации: