Конспект НОД по патриотическому воспитанию старший дошкольный возраст тема: «День Победы: гордимся, помним, чтим».
Тема: «День Победы: гордимся, помним, чтим».
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять представления, знания детей о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о трудном пути нашего народа к Победе.
2. Дать понятие о значимости Дня Победы, научить отличать от других общегосударственных праздников.
3. Закрепить знания детей о том, как живущие помнят об участниках ВОВ, вспомнить семейные традиции.
4. Закрепить навыки речевой, музыкальной, двигательной и продуктивной деятельности на патриотическом материале.
Развивающие:
1.Развивать любознательность, кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории своей страны в целом и семьи в частности.
2. Развивать представления о разных родах войск
3. Развивать у детей способность сопереживать другим людям.
4. Развивать память, внимание, мышление.
5. Развивать связную речь – диалогическую и монологическую формы.
Воспитательные:
1.Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, традиции преемственности поколений.
2. Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине.
3. Воспитывать чувство гордости за своих родных.
4. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них.
5. Научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам, побудить детей к нравственным поступкам.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Ход НОД
Дети входят в группу, здороваются.
Звучит запись «Звуки салюта», на экране появляется видео салюта (30 сек.)
Воспитатель: Ребята, что вы видите на экране?
Когда бывает салют? (подводим беседу ко дню победы)
На экране появляется черно-белое видео «Празднование победы в 1945 году»
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы попали с вами в прошлое, 70 лет назад 9 мая закончилась война с фашисткой Германией! Этот фильм снят давно, когда еще не было цветного кино, поэтому черно-белое изображение. Посмотрите на людей, они счастливы, радуются встрече с родными. Вы слышите песню (прибавить звук, дать послушать), в ней есть строчка « Это радость со слезами на глазах…», люди радовались победе, но не все солдаты вернулись домой, очень многие семьи остались без отцов, сыновей…
Ребята, мы очутились в прошлом, потому что у меня есть письмо, но оно не простое (показывает треугольное письмо). Так во время войны складывали письма, треугольником. Это письмо погибшего солдата. Давайте присядем на стульчики и послушаем….
Миниатюра « Разговор матери и сына»
Мать:
Мой мальчик, как долго тебя я ждала!
И вдруг я услышала зов Победы.
Я уж на стол всё собрала,
Я жду тебя, а тебя всё нету.
Слетела давно вся пыль с черёмух.
Мой мальчик, ты где потерялся?
Наш дом уже полон друзей и знакомых,
Ты только один остался.
Сын:
Мама, ты знаешь, я виноват,
Я виноват перед тобой.
Я собирался вернуться назад,
И вдруг тот последний бой.
Бой уже после войны,
Но фрицы не знали этого.
Нервы у всех оголены,
Наверно, я пал поэтому.
Я умер, мам, прости меня,
Постой за меня у калитки.
А если Варя спросит меня,
Скажи, что любовь не ошибка.
Мать:
Мой мальчик, не уходи, постой!
Давай мы выберем путь другой.
Другой пусть умрёт в том последнем бою,
Пусть он оставит любовь свою.
Сын:
Ах, мама, другой - ведь мне он брат,
Он также ни в чем не виноват.
Раз выпало пасть мне в последнем бою,
Так я унесу любовь свою.
Прости меня, мама!
Воспитатель: Много горя принесла война…
«Сегодня в 4 часа утра без объявления войны германские войска на пали на нашу Родину»,- такое объявление люди услышали 22 июня 1941 года. Была остановлена мирная жизнь народа. Началась Великая Отечественная Война. Война разрушила судьбы миллионов людей. Дыхание войны ощутил каждый человек: протяженный вой сирен, залпы зениток, разрывы бомб, но люди не испугались, поднялись и пошли навстречу тёмным силам. Жертвуя жизнью, они становились защитниками отечества.
— Ребята, кого можно назвать защитниками отечества? (солдат, матросов, лётчиков) Да, все кто защищает свою Родину от врагов.
Подойти с детьми к экрану.
Обратите внимание на это фото. На ней изображена Брестская крепость. Это фото сделано до войны, красивое, все в зелени место… Герои пограничники первые встретили врага. 22 июня 1941 года на рассвете здесь разорвались первые немецкие снаряды и бомбы. Грохот и вой самолётов покрывали всё. Бомба за бомбой, снаряд за снарядом. Но застава не дрогнула. Пограничники грудью заслонили крепость. И здесь фашисты впервые узнали, что такое советская стойкость и советское мужество.
После войны, когда люди восстанавливали крепость, они находили вот такие надписи на стенах: «Умрем, но из крепости не уйдем» (фото надписи на стене)
Со временем люди поставили памятники в Брестской крепости (На экране памятники Брестской крепости)
Воспитатель: После войны люди чтят память героев войны, воздвигают памятники, обелиски, монументы, мемориальные комплексы
Несколько слайдов с пояснением:
Воспитатель: Есть памятники большие, известные многим, например, Родина мать в г. Волгоград, памятник погибшим в блокадном Ленинграде, есть памятники в других странах. Памятник Алеше в Болгарии, памятник неизвестному солдату. А есть скромные, вот такие, например как в г. Измаил или просто плита с надписью в районе Севастополя, где даже нет имен. Но пока мы с вами помним, они живут в наших сердцах! Ребята, во время войны у людей были помощники, специально обученные собаки. Они помогали искать мины, подрывали танки противника, были собаки-санитары, собаки-разведчики. Многих наградили медалями и орденами, в знак благодарности люди также поставили им памятники.
Воспитатель: Как мы должны относиться к памятникам? (ответы)
Воспитатель: В нашей группе тоже есть уголок, где мы решили отдать дань памяти героям войны.
(Подходим к уголку, оформленному как памятник, на нем листы, с рассказами о ветеранах)
Воспитатель: В каждой семье есть своя история и вам дома об этом рассказывают. Кто хочет рассказать нам о своем прадедушке или о прабабушке?
Рассказы детей.
Воспитатель: Очень интересные истории.
Воспитатель: Ребята, дружба очень важна, особенно на войне. Хочу с вами поиграть, заодно проверить, как вы умеете работать в паре. А поиграем мы с вами в игру «Российская армия».
(Дети делятся на пары, предлагаю на выбор карточки с изображением военных. Например: летчик, моряк, танкист, пограничник. Дети должны подобрать карточки, на которых нарисованы предметы, которые имеют отношение к данному военному. Играем на ковре)
Воспитатель: А сейчас я хочу проверить какие вы ловкие и быстрые! Разведчики добыли нужную информацию и ее надо доставить в штаб. Делимся на две команды.
Эстафета «Доставь донесение»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием! Предлагаю сделать привал и отдохнуть (садимся на коврик). Война страшное и тяжелое время. Но солдатам, чтобы не пасть духом, помогали стихи, песни. Ну а какой же русский человек да без частушек!
1.У московских у ворот
Удивляется народ:
Немцы ходят в наступленье
Только задом наперед.
******
2.Ехал Гитлер на Москву
На машинах-таночках,
А оттуда, из Москвы –
На разбитых саночках.
*********
3.От Москвы и до Берлина
Дороженька узкая.
Сколько Гитлер ни воюй,
А победа — русская!!!
*********
4.Что вы, фрицы, приуныли?
Что носы повесили?
Видно, жарких оплеух
Наши вам отвесили.
***********
5.Снова песни распевает
И цветет родимый край.
Никогда мы не забудем,
Как пришел девятый май.
Воспитатель: Ребята, в своем письме солдат пишет:
« Я погиб не зря! Я защищал свою землю, своих родных! Я очень хочу, чтобы вы, ребята были счастливы и никогда не узнали ужасов войны! Пусть небо над вашими головами будет мирным!»
Воспитатель: Ребята, а как мы можем отблагодарить ветеранов войны?
(Помнить о них, беречь памятники, уважать ветеранов, праздновать праздник День победы…)
Воспитатель: А еще несколько лет назад появилась очень хорошая традиция. В День Победы люди прикалывают на лацкан одежды георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа. Ребята, а какие цвета на георгиевской ленточке? Что они означают? (черный - дым, оранжевый – огонь).
Воспитатель: Есть еще одна традиция, когда все встают и замолкают на минуту, чтобы почтить память погибших. Предлагаю всем присутствующим встать на минуту молчания…
(на экране видео «Вечный огонь»)
Воспитатель: Вера хочет нам что-то сказать.
(Девочка читает стихотворение)
ПУСТЬ БУДЕТ МИР
Как надоели войны на свете,
Гибнут солдаты и малые дети,
Стонет земля, когда рвутся снаряды,
Матери плачут и плачут комбаты.
Хочется крикнуть: " - Люди, постойте,
Войну прекратите, живите достойно,
Гибнет природа и гибнет планета,
Ну неужели вам нравится это ??? "
Война - это боль, это смерть, это слёзы,
На братских могилах тюльпаны и розы.
Над миром какое-то время лихое,
Где правит война, никому нет покоя.
Я вас призываю, нам всем это нужно,
Пускай на земле будет мир, будет дружба,
Пусть солнце лучистое всем нам сияет,
А войн - НИКОГДА и НИГДЕ не бывает !!!
(Ольга Маслова, г. Санкт-Петербург)
Воспитатель: Ребята, чтобы не было войны все должны жить в мире, дружно, без ссор. Предлагаю в знак дружбы отправить детям в другие детские сады письма. Мы нарисуем мир, сложим наши письма треугольником и передадим нашим гостям!