Литературная игра "В поисках сокровищ"

Автор публикации:
Любицкая Елена Мовсесовна
г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край

Литературная игра «В поисках сокровищ»

Любицкая Елена Мовсесовна

Педагог-библиотекарь

МОУ СОШ № 34 г. Комсомольск-на-Амуре

Мероприятие предназначено для проведения в пришкольном лагере в дни весенних каникул.

Место проведения: спортивный зал, учебные классы, библиотека

Цель: привлечь внимание к книге

Задачи: Рассказать детям об истории праздника «Книжкины именины»;

прививать любовь к книге и чтению;

активизировать знания детей о книге;

проверить знания детьми сказок, пословиц, поговорок, скороговорок.

Ход мероприятия:

Сегодня у нас Праздник «Книжкины именины» – это название, как и сам праздник, придумал писатель Лев Кассиль. В этот день дети и взрослые чествуют Её Величество Книгу.

История этого праздника уходит в военный 1943 год.

На фронтах Великой Отечественной войны разворачивались ожесточенные сражения. Фашиста уже далеко отогнали от Москвы, но до Победы ещё предстояло пройти нелегкий путь. Кругом было холодно, голодно, и мало радостей выпадало на долю ребятишек в те суровые дни.

Вдруг по Москве прокатился слух о том, что в Колонном зале Дома Союзов состоится день детской книги, куда придут знаменитые писатели, поэты и художники.

Нарядный зал Дома Союзов был переполнен детишками из разных уголков Москвы. В Колонный зал к московским школьникам пришли Самуил Маршак, Корней Чуковский, Агния Барто, Мария Прилежаева, Зоя Воскресенская, Сергей Михалков (некоторые специально приехали с фронта!). Открывал первый праздник писатель главный инициатор – Лев Кассиль. Благодарные читатели жадно внимали каждому слову любимых авторов, которые рассказывали девчонкам и мальчишкам, чьи отцы и братья сражались с врагом, как рождается книга. А потом читали стихи, беседовали. Состоялся большой разговор о книге, чтении и о жизни. И каждому ребёнку, который пришёл в Колонный зал дома Союзов, подарили по книге. Тоненькую, отпечатанную на серой бумаге книгу, дети уносили как боевой паёк, который надо сберечь и растянуть на много дней. Книга согревала, добавляла света, вселяла силы.

С тех пор, в дни весенних каникул КНИЖКА постоянно отмечает свои именины. А что такое именины – это игры, приключения и подарки. У нас сегодня состоится игра «В поисках сокровищ». Сокровища находятся в этом старинном сундуке, но они, как в сказке, спрятаны под семью замками. Правда, у нас замков всего шесть, и каждый отряд должен открыть один замок. А сделать вы это сможете, добыв волшебный ключ, пройдя испытания. Каждый отряд получит маршрутный лист, по которому он отправится на поиски сокровищ. На каждой станции надо будет выполнить ряд несложных заданий, и пройдя все станции, получить заветный ключ. Собрав все шесть ключей и сняв все шесть замков, мы узнаем, какие сокровища хранятся в сундуке. А победителя, команду, которая наберет наибольшее количество баллов, ждет главный приз.

Станция «Фольклорная» (12 баллов)

Были времена, когда люди не умели ни читать, ни писать. Все, что они знали, передавалось устно от старших младшим. К устному народному творчеству относятся народные сказки, поговорки, пословицы, загадки, скороговорки. На этой станции для вас несколько заданий.

Первое задание заключается в том, что вам необходимо узнать пословицу по ее началу. (максимально 4балла)

Книга мала, а … (ума придала);

Выбирай книгу, как … (выбираешь друга);

Книга – твой друг, без нее … (как без рук);

Книга не самолет, а за … (тридевять земель унесет).

2 задание: скороговорки. Кто из вас смелый, попробует свои силы в умении правильно и быстро повторить скороговорку? (максимально 5 баллов)

Три сороки тараторки
Тараторили на горке.

Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей

Перепел перепелку и перепелят
В перелеске прятал от ребят.

На горе, на горке
Горько ревет Егорка.

Вез на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

3 задание: любимые вами загадки: (максимально 3 балла)

1) С горы бросишь –
Не разобьется.
В воду бросишь –
Размокнет. (Бумага)

2) Черные кривые,
От рождения немые,
Встанут в ряд – заговорят. (Буквы)

3) Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями
В строчках
На листочках,
Где станции на точках. (Книга)

Молодцы, ребята! Отлично справились с нашим заданием. Можете отправляться дальше в путь.

Станция «Сказочная». (7 баллов)

Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)
Сказки любят все дети. Их любят и взрослые. Сказки учат нас добру, справедливости, смелости, честности.

Мы из сказки – ты нас знаешь.
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так что ж…
Сказку заново прочтешь!

Предлагаю всем ребятам внимательно слушать, и правильно назвать сказку или героя сказки.

Скок-поскок, скок-поскок –
Через море и лесок!
По пути нашел Жар-птицу
И красавицу девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
Умный маленький конек,
Всем известный … (Горбунок)

Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку
И называется … («Три поросенка»)

Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот…
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья это сказка? (Дюймовочка, Г.-Х. Андерсен)

Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется … («По щучьему велению»)

Понедельник и Среда,
Вторник и Суббота…
Громов этих имена,
Верю, помнит кто-то.
С этой сказкою, друзья,
Вы давно знакомы.
Называется она … («Белоснежка и семь гномов»)

Он всегда живет всех выше:
У него есть дом на крыше.
Если ляжешь быстро спать,
Ты с ним можешь поболтать.
Прилетит к тебе в твой сон
Живой, веселый … (Карлсон)

А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведем…
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно:
Этот дом сгорел дотла! («Кошкин дом»)

Станция «Поэтическая».

Найди рифму: (1 балл, если нашли рифму, если сказали какое произведение + 1 балл, назвали автора + 1 балл = максимально 30 баллов)

  • 1.Как у нашего Мирона
  • На носу сидит….. (Ворона. К. Чуковский «Чудо-дерево»)
  • 2.А лисички
  • Взяли спички,
  • К морю синему пошли,
  • Море синее зажгли.
  • Море пламенем горит,
  • Выбежал из моря…… (Кит. К Чуковский «Путаница»
  • 3.Сел он утром на кровать
  • Стал рубашку надевать,
  • В рукава просунул руки –
  • Оказалось, это….. (Брюкию Маршак «Вот какой рассеянный»
  • 4.Брал в столовой дядя Степа
  • Для себя двойной обед.
  • Спать ложился дядя Степа –
  • Ноги клал на…… (Табурет. С. Михалков «Дядя Степа»
  • 5.Мы гуляли по Неглинной,
  • Заходили на бульвар,
  • Нам купили синий-синий,
  • Презеленый красный….. (Шар. С. Михалков «А что у вас?»)
  • 6.Проснулась старушка и стала искать
  • Домашние туфли, свечу и….. (Кровать. С. Маршак «Старушка»)
  • 7.Тут и мыло подскочило
  • И вцепилось в волоса,
  • И юлило и мылило,
  • И кусало, как…. (Оса. К. Чуковский «Мойдодыр»
  • 8.Стыдно старому реветь –
  • Ты не заяц, а…. (Медведь. К. Чуковский «Краденое солнце»)
  • 9.На брата сердится сестра:
  • Ее зовут Марина,
  • А он стоит среди двора,
  • Кричит: - Ты где, ….. (Малина. А. Барто «Буква Р»
  • 10.Сестренка ему надевала чулок,
  • А Слава скучал и глядел в….. (Потолок. Я. Аким «Неумейка»)

Станция «Почемучка».

Живут здесь маленькие любознательные человечки Почемучки. Называют их так, потому что они постоянно пристают ко всем взрослым с вопросом: «Почему?» Вот и для нас они приготовили свои вопросы и задания. Но прежде, подумайте, ребята, где можно найти ответы на все вопросы?
(Ответы детей)
Правильно. Словари, справочники, энциклопедии дадут ответ на любой вопрос. Я думаю, детские энциклопедии «Все обо всем» помогут вам справиться с заданием Почемучек. Итак, посмотрим, что они нам приготовили. (Ребята читают ответы на вопросы почемучек и отвечают на несколько вопросов. Оценивается техника чтения и ответы на вопросы: каждый ответ – 1 балл, хорошая техника чтения +2 балла = максимально 6 баллов)

  • 1.Почему зебры полосатые?
  • Вопросы:
  • 1.Делает ли полосатый окрас зебру незаметной во время перемещений по африканским саваннам? (нет)
  • 2.Как же такой окрас защищает зебру? (полоски разной ширины визуально изменяют силуэт животного)
  • 2.Почему в старину переписывали книги?
  • Вопросы:
  • 1.Кто в старину писал книги от руки? (монахи)
  • 2.На чем писали книги, какой использовали материал? (сначала пергамент, потом бумага)
  • Станция «Угадай-ка»

Задание отгадать кроссворд. 5 слов – 5 баллов

ОТВЕТЫ

По вертикали: 1. Богатырь. 2. Емеля. 4. Кащей.
По горизонтали: 3. Колобок. 5. Аленушка.

По вертикали:

1.Русский сказочный герой,
Защитник родины святой.

2.Хочу - на печке прокачусь,
Хочу - со щукой обнимусь.

4.Василису полонил, чуть было не погубил,
Вечной жизни он желал, щей прокисших не глотал.

По горизонтали:

3.Он от многих ушел, непослушный такой,
Да столкнулся с лисой.

5.Плачет на камушке, сокрушается,
Братца Иванушку спасти старается.

Станция Книголюб

Книги - как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить. Чем вылечить. И советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники: что делать? - БЕРЕЧЬ!

Правильно! Давайте и мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя:

НЕЛЬЗЯ КНИГИ ПЕРЕГИБАТЬ.

НЕЛЬЗЯ ЗАГИБАТЬ КНИЖНЫЕ СТРАНИЦЫ.

НЕЛЬЗЯ ЗАКЛАДЫВАТЬ В КНИГИ КАРАНДАШИ, РУЧКИ.

А КАК НАЗЫВАЕТСЯ ВЕЩЬ, КОТОРОЙ НЕОБХОДИМО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРИ ЧТЕНИИ КНИГ? ЗАКЛАДКА.

НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ И РИСОВАТЬ В КНИГАХ.

НЕЛЬЗЯ ЧИТАТЬ КНИГИ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ.

Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту. Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?

Давайте вспомним правила пользования библиотекой:

Правило №1: В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.

Правило №2: Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 1 месяц.

Правило №3: С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.

Правило №4: Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.

Правило №5: Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого читателя.

А вот это, ребята, читательский формуляр (показывает), куда записываются все книги, которые вы прочтете.

  • Ребята проходят все испытания, добывают ключи от сундука с сокровищами. Что же это за сокровища?
  • Величайшее сокровище – хорошая библиотека.
  • В.Г.Белинский
  • Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают знания.
  • Максим Горький сказал: «Книга – великое чудо изо всех чудес, сотворенных человеком».
  • Награждение победителей.
Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Свидетельство о публикации:
Подписаться на новые публикации Вконтакте