Экологическая викторина "О чем поют пернатые в холодный день зимы?"
Экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста
«О чем поют пернатые в холодный день зимы?»
Тема «Зимующие птицы»
Цель: Формирование представлений о зимующих птицах, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.
Задачи:
* Развивать умение узнавать, называть, сравнивать разных птиц.
*Выделять общее и различие в окраске, строении, поведении, способе добывания пищи.
*Активизировать внимание, память.
*Воспитывать заботливое отношение к птицам, учить помогать птицам зимой.
*Привлекать родителей к участию в совместных мероприятиях в детском саду.
*Совершенствовать умение согласовывать свои действия с партнерами, приучать детей правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей,
Интеграция образовательных областей:
1.«Социализация»
2.«Коммуникация»
3.«Безопасность»
4.«Художественное творчество»
Виды детской деятельности:
«Игровая», «Продуктивная», «Коммуникативная», «Познавательно- исследовательская».
Предварительная работа:
Проведение цикла наблюдений за птицами на участке, наблюдение за птицами во время их пребывания на кормушках, рассматривание картинок с изображением птиц, чтение художественной литературы о птицах, заучивание стихов, составление дидактических игр: «Узнай птицу по оперению», «Птичья столовая», «Гости нашего двора», «Кто быстрее подберет птице корм», прослушивание аудиозаписей с голосами птиц, составление альбомов: «Зимующие птицы нашего города», «Птицы нашего парка», «Птицы занесенные в красную книгу», «Перелетные птицы», «Птицы живущие на реке Лысьва», «Птицы наших лесов», разучивание пальчиковых игр: «Сорока- ворона», «Пой-ка подпевай -ка 10 птичек стайка», разучивание народных игр, работа с энциклопедиями.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация «Зимующие птицы», магнитофон, аудиозапись, иллюстрации изображающие зимующих и перелетных птиц, рисунки с изображением частей птиц (клюв, хвост, грудка), картинки с изображением корма для птиц, сухие семена шиповника, подсолнечника, пшеницы, рябины, боярышника, еловых шишек, альбомные листы бумаги, фломастеры, эмблемы участникам команд («Снегири» , «Синицы»),магнитная доска, разноцветные магниты, аудио запись песни из мультфильма «КОАПП. Что услышала медуза?» муз. И Ефремова, сл. В. Голованова, энциклопедии для награждения команд.
Ход игры:
Дети входят в группу под песню «Хочу все знать».
Воспитатель: Мы начинаем игру «Что? Где? Когда?». В ней участвуют две команды: «Снегири», команда «Синицы»
1 ребенок:
Приветствуем сегодня всех
Мы рады встрече с вами
И не случайно в этот зал
Всех вместе мы собрали.
2 ребенок:
Детей и взрослых позвала
Игра «Что? Где? Когда?»
И думаем, пройдет она
Активно и не скучно.
Воспитатель: команды занимайте свои места. Для начала нашей игры нам надо выбрать жюри (вызываются члены жюри).
Ребята, вы уже много знаете о зиме, и о том, как животные и птицы приспосабливаются к условиям жизни в холодный период года. И думаю, что вы отлично справитесь со всеми заданиями, которые мы приготовили для вас.
Вы готовы к первому заданию?
Первое задание – разминка «Угадай птицу»
В ней вы должны будете отгадать загадки. Загадки буду загадывать по очереди одной и второй команде. За каждый правильный ответ команда получает один балл.
1. Угадайте, что за птица?
Серый маленький комочек
Чик-чирик - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей!
Кто тепла ждет? (воробей)
2.Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор (дятел).
3.Длиннохвостая она,
Со спины черным - черна.
Брюхо белое по плечи,
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Поднимет стрекот – крик! (сорока).
4.Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку,
Кто узнал ее? (синица)
5.Эта птица сизокрылая любит семечки клевать
И тихонько ворковать (голубь).
6.Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды,
С первым снегом
Тут как тут! (снегирь)
7.Кар-кар-кар! - кричит плутовка
Очень ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Подбирает эта птица!
Вам она, друзья, знакома,
Как ее зовут?( ворона)
8.Северные гости
Клюют рябины грозди.
Так нарядны и ярки,
На головках хохолки! (свиристели).
9.Кто зимой средь хвойных веток
В феврале выводит деток?
Необычный клюв - крестом,
Птичку ту зовут... (клестом).
10.Тащит в дупла лип упорно
Желуди, орехи, зерна,
Как заправский кладовщик
Бойкий ... ямщик. (поползень.)
Воспитатель: Разминка прошла удачно. Предоставим слово членам нашего жюри. Переходим к следующему заданию.
Второе задание: «Знатоки»
Теперь, дорогие знатоки, посмотрите на эти рисунки, на них изображены части птиц, . по которым вы должны узнать, назвать птицу и доказать почему вы так решили.
Воспитатель задает наводящие вопросы каждой команде:
- Чей это клюв?
- Чей это хвост?
- У какой птицы грудка такого цвета?
- Какой птицы крылья?
Третье задание «Какая птица должна улететь?»
Надо будет вспомнить не только зимующих птиц, но и перелетных. Перед вами птицы и одной из них надо вручить билет для отлета в теплые страны. Кто же здесь лишний?»
Физкульт-минутка Дети танцуют под музыку из мультфильма «КОАПП Что услышала медуза?»
Муз.И.Ефремова сл. В. Голованова.
Четверное задание: « Художники»
Следующий тур «художественный». На каждой из этих картинок художник забыл нарисовать какую-то часть тела птицы. Догадайтесь, что забыл нарисовать художник, и дорисуйте ее.
Пятое задание: «Кого чем угостим?»
Зимующие птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень холодные и снежные зимы. И все-таки тяжело им. А спасти их могут люди, положив в кормушку любимую птичью еду. И наш следующий конкурс называется: «Кого чем угостим». Вам надо к каждой птице приложить ее любимую еду.
Шестое задание: «Невидимка»
«Найди, сосчитай и назови птиц»
Воспитатель: И вот закончилась игра, но мы надеемся, что с ней вы стали чуточку умней и дружней. Кто- то узнал что-то новое, мы надеемся, что вы всегда будете хорошими защитниками, помощниками братьям нашим меньшим.
Подведение итогов. Награждение команд.