Конспект НОД на тему: «Свойства воды» (старшая группа)
Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
1. Образовательные
-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность
- закрепить знания о круговороте воды в природе
2. Развивающие:
- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.
- развивать логическое мышления;
- стимулировать познавательную активность детей.
3. Воспитательные:
- воспитывать умение действовать в коллективе.
- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
Материалы и оборудование:
Рисунок «Круговорот воды в природе», схемы свойств воды. Соль, сахар, лимонная кислота, картофель, вода.
На каждого ребёнка: пластиковые стаканчики, «формочки», кисточка, краски
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Ход НОД:
Организационный момент:
- Ребята, я вам предлагаю стать экспериментаторами. А как вы думаете кто такие экспериментаторы? Чем они занимаются? (люди, которые занимаются исследованиями, проводят эксперименты, опыты)
- А вот с чем мы будем экспериментировать вы узнаете, если отгадаете загадку:
В морях и реках обитает
Но часто по морю летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (вода)
- Верно, мы будем экспериментировать с водой.
Основная часть.
- Ребята, а помните, мы с вами делали опыт с водой. Давайте посмотрим. ( опыт с пленкой и водой). Что изменилось? ( появились капельки воды) Как вы думаете, почему? (солнце пригревает и вода испаряется, образуются капельки воды).
А теперь посмотрите на эту схему «круговорот воды в природе» .
Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют воду. Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.
Вот так вода возвращается к нам на землю. (рассказ+ демонстрация).
- Ребята, чтобы начать наши эксперименты с водой, нам нужно добраться до лаборатории и переплыть через море. На чем мы поплывем?(на корабле) Садятся на «корабль» и звучит шум прибоя.
-Вот мы и в лаборатории.
Опытно-исследовательская деятельность.
- 1)- Перед вами стаканчики с водой. Давайте перельем воду в формочку. Что мы видим, вода какая? : жидкая (схема)
- 2)- Посмотрите на воду в фомочке, она стала какой формы? Давайте перельем в стакан? Какую форму приобрела вода? ( форму стакана) Имеет ли вода определенную форму?(нет) Какой вывод сделаем? (вода приобретает всегда форму емкости, в которую ее налили)( схема)
- 3)Возьмите кисточку и опустите в воду. Посмотрите сквозь стакан? Какая вода? (прозрачная, не имеет цвета). А теперь наберите кистью краску и размешайте в воде? Видна теперь кисточка? (нет) Какая стала вода? (окрашенная, непрозрачная). (схема)
- 4)Ребята, а вы любите пирожки и булочки, аппетитный запах разносится по всей квартире. Тонкий аромат издают цветы. А понюхайте воду. Чем она пахнет?
- ( вода не имеет запаха).Схема
- 5)Ребята, вам хорошо знаком вкус соли, сахара, яблок, торта, картошки. Попробуйте воду. Какая она на вкус? (не имеет вкуса)
- А теперь возьмите любой стаканчик и попробуйте воду (вода с растворенной солью, сахаром, лимонной кислотой) Какой вкус у тебя? (ответы детей) (схема)
Кто может по схемам рассказать перечислить свойства воды?
Давайте немного отдохнем
Физминутка.
"Улыбнитесь"
Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали.
- Перед нами стоит банка с водой, лежит картофель. Возьмем яйцо и опустим в банку с водой. Что случилось с картошкой? (утонул). Картошка утонула, потому что оно тяжелей воды.
- А теперь во второй банке мы с вами сделаем соленую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустим туда картошку. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.
- А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что картофель будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду) .
Заключительная часть.
Посмотрите на глобус. Кажется, что воды на Земле много – сколько голубой краски на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле, очень мало. Какую воду мы пьем, соленую или пресную? (пресную) Человек не может пить соленую воду, а ее как раз на земле больше чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду. Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, использованную, а она загрязняет водоемы. Ребята, а мы с вами как можем помочь сохранить воду? ( не забывать закрывать кран, чист. Зубы из стаканчика, не лить воду без надобности)
САДИМСЯ НА КОРАБЛЬ И ВОЗВРАЩАЕМСЯ В ДЕТСКИЙ САД (звучит шум моря) .
- О чем мы с вами говорили? Что вам понравилось в нашем путешествии, что запомнилось?
Поблагодарить детей за работу.