«Воспитание культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе» диссеминация педагогического опыта

Автор публикации:
Сосунова Галина Фёдоровна
Кемерово

Все мы - заложники установленных в обществе условностей и правил.

Как говорится, жизнь - игра, а люди в ней - актеры. Что бывает в кино, когда актеры отступают от сценария? Правильно, полный хаос. Так и в реальной жизни. Правила - это своего рода общий сценарий жизни, или, как говорят психологи, мышечный скелет человеческих отношений. Правила дорожного движения, правила поведения, правила письма, правила техники безопасности, правила игры и т.д., перечислять можно до бесконечности. Если задуматься, становится страшно: как можно выучить такое огромное количество правил?! Но жить по правилам вовсе не означает ломать свой характер в угоду обществу. В действительности, большинству правил мы следуем на полном автоматизме, потому что так привыкли с детства.

Ребенку, только познающему мир, правила необходимы, как компас и карта блуждающему в дебрях туристу. Ему предстоит жить именно в этом обществе, а значит, необходимо усвоить законы, по которым живет это самое общество. Счастлив тот, кто умеет жить по правилам. Такому человеку легче вливаться в любой коллектив, учиться и ограничивать себя в чем-либо для достижения цели. Как говорится, детей формируют привычки. Ведь большинство правил мы соблюдаем по привычке, не задумываясь о том, как поступить в той или иной ситуации. И задача родителей и воспитателя - с самого раннего возраста выработать у ребенка полезные привычки.

Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Если папа не моет руки перед едой, то не стоит ждать от ребенка иного поведения. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят, развалясь, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем. Ребенок - это зеркальное отражение взрослых.

Когда малыш лезет в общее блюдо рукой, кидает куски, стучит ложкой или громко требует чего-то, некоторым родителям кажется, что все окружающие должны так же, как и они, умиляться милым шалостям. Все «списывается» на детскую не­посредственность. Мол, дитя подрастет и образумится. Од­нако дитя вырастает, и оказы­вается, что время упущено. Если не удалось привить пра­вила поведения вашему ребен­ку с ранних лет (самое позднее пяти), и только перед похо­дом в школу родители начинают расска­зывать ему о том, «что положе­но», то они рискуют безнадежно опоздать.

А вот как они это будут делать – зависит от того, что малышам заложили с самого раннего детства сначала родители, а затем воспитатели в детском саду. И мне кажется, что чем ярче и интереснее будут впечатления от обучения непростым для малышей навыкам, тем быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять и совершенствовать день ото дня.


Освоение культурно-гигиенических навыков

Ко мне в группу приходят очень разные малыши. Кто-то из них самостоятельно пользуется горшком, а кто-то категорически отказывается с ним дружить, некоторые детки во всю едят ложкой, другие же приучены только к бутылочке или с большим удовольствием копаются в своей тарелке руками. Почему же так происходит? Мне кажется, что очень многое до прихода в детский сад могли бы заложить в своих крошках родители.

Самые первые представления о культурно–гигиенических навыках ребенок получает именно в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с пеленок.

Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо приучать к активному участию в процессе еды. Например, если трехмесячному ребенку, находящемуся на искусственном вскармливании, дается бутылочка с молоком, то на эту бутылочку следует накладывать руки ребенка – впоследствии он будет держать ее уже самостоятельно. Когда с 5-6 месяцев начинают прикармливать ре­бенка, кормить его надо с ложечки. С 7-8 месяцев следует приучать его пить из чашки. Примерно с 1 года - 1 года 2 месяцев следует давать ложку для самостоятельной еды, причем сначала ребен­ку надо давать кашу или пюре, а не жидкое блюдо; и только тогда, когда он научится самостоятельно есть кашу, можно дать ему жидкую пищу – суп, кисель, компот, простоквашу.

Ребенка старше полутора лет желательно кормить за столом. В своей группе я слежу (дома это делают родители) за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей.

Помимо этого вос­питываю и закрепляю у детей и другие навыки (которые также закладываются в семье): сле­жу, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались носо­вым платком.

При одевании и раздевании также даю возможность детям в какой-то степени действовать самостоятельно. Например, надевая кофточку ребенку, говорю: «Дай ручку, я на тебя надену коф­точку».

Прививаю детям навык садиться вовремя на горшок. Приучать их к этому следует с 3-4-месячного возраста. Это обязательно делаю после сна ребенка или через 15—20 ми­нут после кормления.

Приучаю детей к опрятности в одежде, переодеваю их, как только загрязнилось платье или стали мокрыми штанишки.

Если папы и мамы дома прививали гигиенические навыки малышам, то такие детки чувствуют себя намного увереннее, так как уже пользовались горшком, полотенцем, ложкой, пытались сами надевать колготки и сандалики.

Я считаю, что одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском садике и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.


Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Учить культурно–гигиеническим правилам с детст­ва важнее, чем иностранным языкам или чему-то друго­му. Человек способен освоить чужеземную речь в любом возрасте, а взрослый неве­жа неисправим.

Как же сделать так, чтобы запретами и замечаниями не заглушить открытый характер и творческое начало, которое есть в каждом ребенке? По-моему мнению, если постоянно читать ему нотации и стращать, он будет чувствовать себя везде скованно. Мною замечено, что правила легче всего запоминаются в игре, а не в обстановке постоянных упреков и наказаний за пролитый суп и мокрые штанишки.

В процессе повседневной работы с детьми я стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным процессом, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Пока малыш рос дома, все было нормально. Если он чего–то не мог, ему помогали. Так было даже проще, чем ждать, пока он сам поест или оденется, маме легче самой накормить, надеть сандалики и скорее идти гулять.

Теперь малыш ходит в детский сад, и ему вместе с другими ребятишками придется учиться самостоятельно заботиться о себе.

В 1-й младшей группе мне нужно привить такие полезные привычки, как мытье рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком, умение правильно держать ложку. К двум годам малыш может научиться умываться и причесываться, снять шапочку или носочки, вытирать рот салфеткой после еды и сморкаться в носовой платочек.

На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука – освоение и применение культурно-гигиенических навыков.

Как и все сотрудники нашего ДОУ, я работаю по программе ООП ДО. В данной программе определены и поставлены задачи по воспитанию у детей навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.

Ежедневно выполняя задачи, закрепляю умение перед едой брать стул и садиться за обеденный стол на одно и то же место, правильно держать ложку, аккуратно пить из чашки. Для воспитания у детей опрятности при приеме пищи использую нагрудники. После приема пищи предлагаю детям пользоваться салфеткой после еды, вначале с моей помощью. Увидев, что кто-то из детей уже вполне самостоятельно умеет пользоваться салфеткой, даю только словесные указания.

Во время еды строго слежу, чтобы:

-последовательность блюд была постоянной,

-перед ребенком находилось только одно блюдо,

-еда была не слишком горячей, не слишком холодной,

-ребенок брал пищу в рот небольшими кусочками, хорошо ее пережевывал,

-дети не разговаривали во время еды;

стараюсь не допускать:

-громких разговоров,

-понуканий, поторапливания детей,

-насильного кормления или докармливания,

-осуждения ребенка за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов.

Кормление - очень ответственный момент в режиме. Некоторые малыши умеют, есть самостоятельно, но крайне неаккуратно, обливаются, ложку держат неправильно. Бывают и такие, которые не умеют пить из чашки, отказываются от пищи.

Перед едой для каждого ребенка я готовлю салфетку (желательно, красочную). Пользуясь салфеткой, ребенок усваивает, что надо и есть аккуратно, и из-за стола вставать с чистыми руками и лицом.

С первого дня за каждым ребенком закрепляю постоянное место за столом. Сначала кормлю детей с плохим аппетитом. Слежу, чтобы они правильно сидели за столом. Во время кормления на всех малышей надеваю нагрудники.

Для обучения навыка кормления я принесла в группу новую игрушку – Мишку. Он поздоровался с детьми. Малыши обрадовались, собрались возле него. Я сказала, что Мишка пришел к нам из леса, очень устал и хочет кушать. Мы посадили Мишку за сервированный стол, накрытый белой красивой салфеткой. Дети стали кормить его. Я обратила внимание малышей на то, что Мишка кушает аккуратно, не роняет на стол крошки.

Двое ребят (Катя и Владислава) не хотели есть суп с хлебом. И снова на помощь пришла игрушка. За стол к ним сажала Мишку, говорила: «Посмотрите, дети, Мишка кушает суп с хлебом, ему это нравится». Дети радовались и старались подражать.

После окончания еды (после обеда) мои малыши полощут рот. Это не дает остаткам пищи закрепиться на зубах. Для полоскания рта всем детям даю маленькие чашки с водой (или настоем трав). Обязательно хвалю ребят за старание, так как малышам делать эту процедуру очень непросто, и первое время они просто глотают воду.

Обязательно учу малышей по окончании еды, вставая из-за стола, благодарить взрослых. Теперь многие дети делают это без напоминания, самостоятельно. Я заметила, что дети вообще не любят указаний типа «не болтай ногами», «сиди спокойно» и т.п., поэтому стараюсь избегать их. Лучшее воздействие оказывают указания типа: «Саша, посмотри, как сидит Семён. Ноги у него стоят спокойно, он правильно держит ложку». Плохо воспринимают малыши и строгий запрет. Если ребенок начинает капризничать, стараюсь переключить его внимание на то, что может его заинтересовать.

С первого дня пребывания детей в группе начинаю работу по воспитанию навыков одевания (раздевания): я учу снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку.

Собираясь на прогулку, показываю детям, в какой последовательности надо одеваться. Дети сами берут из шкафа носки, штанишки, ботинки и садятся на лавочки. Я учу их натягивать колготки и носки. Порой бывает легче одеть ребенка, чем ждать, когда он сделает это сам, но я не спешила идти на помощь. Есть детки, которые хорошо справляются сами, но у большинства не получается, а некоторые малыши даже не пытаются одеваться. Чтобы заинтересовать детей я приносила в раздевалку какую-нибудь игрушку, которая помогала создать определенный эмоциональный настрой. Например, Зайчонок наблюдал, как малыши одеваются на прогулку.

Я заметила, что малыши очень любят, когда во время одевания с ними разговаривают. Практика показывает, что индивидуально-речевое общение с ребенком помогает не только в активизации его словаря, но и в воспитании необходимых навыков. Например, говорю Соне: «Посмотри, какая красивая у тебя кофточка, теплая, малинового цвета», и она охотно ее надевает.

Собираясь на прогулку, обращаю внимание на солнышко: оно заглядывает к нам в окошко, улыбается, ждет нас на улице, торопит одеваться.

Во время сборов на прогулку часто читаю детям потешки:

«Шапка и шубка – вот и весь Мишутка».

Я стараюсь не только учить детей самостоятельно одеваться, но и быть аккуратными. При возвращении с прогулки напоминаю, что надо подойти к своему шкафчику, открыть его, снять пальто и повесить в шкаф.

У детей всегда есть желание самим расстегивать пуговицы и молнии, но нет умения. Этому я учу их вечером во время игр: «Матрешке надень фартук», «Застегни пуговицы», «Достань из корзинки». Справиться с пуговицами и «молниями» поможет и игровые элементы. Мы пробуем раздевать и одевать куклу, изучаем «молнию» на игрушечной сумке (от этого никто не отказывается). При этом надо учесть, что застегивать пуговицы малышам легче, начиная с нижней – самую верхнюю застегнуть труднее всего, и она обычно поддается освоению самой последней.

То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков. Это качество я развиваю, время от времени играя с малышами с некрупными предметами, вроде счетных палочек или рисуя в альбоме.

Малыши быстрее усваивают навыки одевания на примере других детей. Учитывая это, я предлагаю детям помогать друг другу, особенно младшим. Например, помочь повесить пальто в шкафчик, поправить воротник, подтянуть малышу колготки и т.д.

Я считаю, главное, не надо торопить события. Умение самостоятельно надеть и снять с себя верхнюю часть одежды, нижнее белье и носочки, пижаму, обувь – очень серьезное достижение малыша.

За каждое очередное достижение всегда хвалю, а в случае неудачи – обязательно оказываю помощь, утешаю и обещаю, что в следующий раз будет легче. Такие методы как похвала, утешения и обещания способны очень помочь крохе, вступающему в большой мир. Если же ребенок в плохом настроении, не настаиваю на занятии такими сложными вещами, как все эти платки и пуговицы. А наградой малышу однажды станет прекрасное чувство уверенности в себе: «Я умею сам!».

Из моей практики я поняла, что очень сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Подготовку к умыванию начинаю в группе: дети засучивают рукава, как показывает воспитатель. Я объясняю, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит». Дети сами повторяют эти слова.

Умываться идем маленькой подгруппой. Я объясняю и показываю детям, что сначала надо намочить руки. Я даю ребенку кусочек мыла, показываю, как намылить руки и как смыть мыло; затем мы учимся, как самостоятельно вытираться полотенцем и т. д.

Напоминаю: умывая лицо, голову следует наклонить над умывальником, чтобы не облить рубашку или платье. Ежедневно использую игрушку, например, куклу Карлсона. Дети с удовольствием смотрят, как он умывается. Я приговариваю: «Карлсон чисто умывается, сухо вытирается».

Легко прививать навыки самостоятельности, если не допускать неприятных ощущений, - например, при умы­вании вода не должна быть очень холодной или горячей, при умывании мыло не должно попадать в глаза, а также не следует неожиданно пугать малыша большой струей воды.

Обучая детей умыванию, провожу дидактические игры: «Катя умывается», «Миша в гостях у Маши». На занятии с детьми рассматриваем сюжетную картинку «Дети умываются». В игровом уголке сделали умывальник, повесили полотенце для кукол. Наблюдая за играми детей, можно видеть, как они учат кукол умываться и вытирать лицо полотенцем. Я стараюсь вызвать у малышей чувство брезгливости к грязи, приучаю мыть руки перед едой и по мере необходимости.

В нашей группе у каждого ребенка есть своя расческа. Учу детей причесываться перед зеркалом, хвалю за аккуратность и умение обслуживать себя: «Посмотрите, какая Катя красивая! Она перед обедом умылась и причесалась».

Навыки детей закрепляю в игре. Малыши, не раз бывавшие в настоящей парикмахерской, охотно исполняют роль парикмахера.

Особое внимание я уделяю освобождению волос от бантов и заколок. Наши волосы одними из первых реагируют на неблагополучие в организме: тускнеют, ломаются, начинают выпадать. Хвостики и косички во время сна мешают, не дают отдохнуть, постоянное ношение бантиков деформирует волосы, а редкое расчесывание приводит к нарушению питания корней волос, в результате чего волосы выпадают. Поэтому перед дневным сном мы с девочками выпускаем волосы на свободу.

Приучая детей к опрятности, оказываю помощь при пользовании носовым платком, учу своевременно сообщать о своих естественных потребностях.

Вещи в детском саду могут пугать ребенка. Для некоторых детей обычный унитаз просто чудовище. Он холодный, рычит, брызгается водой. А вдруг еще засосет внутрь? Испугавшись однажды, малыш будет всячески избегать находиться в комнате со «страшными» предметами.

Поэтому я стараюсь посещать туалетную комнату, чтобы, во-первых, малышам не было страшно, а во-вторых, чтобы помочь справиться с горшком.

Учитываю, что для того чтобы пользоваться горшком, малышу надо созреть физически и морально: во-первых, он должен хорошо ходить без поддержки, устойчиво сидеть, без проблем вставать и садиться, держать равновесие. Контролировать же свой мочевой пузырь или наполнение кишечника (то есть понимать, что пришла пора его опорожнить) дети начинают где–то ближе к 2 – 2,5 года (мальчики чуть позже).

Если ребенок бодрствует, его желание сходить в туалет выдают, например, такие признаки: девочки скрещивают ножки, садятся на бочок, мальчики нередко трогают свои гениталии. Сухая простынка после дневного сна – хороший признак того, что ребенок готов занять место «на троне». Поэтому я всегда начеку, чтобы не пропустить ни один из подаваемых сигналов.

Я считаю, что приучение к горшку должно быть для ребенка понятным и постепенным процессом. Не забываю хвалить малыша в случае успеха и напоминать ему о необходимости этого мероприятия. Не позволяю малышу засиживаться на своем маленьком «троне».

Я стараюсь, чтобы малыши хорошо поняли и зафиксировали в сознании, для чего нужен горшок (чтобы были сухими штанишки), так ему будет легче выработать навык, связанный с этим предметом.

Постепенно дети овладевают основными навыками самообслуживания. Но моя работа не заканчивается. Требования к малышам постепенно усложняются. При этом я всегда придерживаюсь правила: все, что ребенок может сделать сам, надо требовать от него.

Ежедневно повторяю малышам, что все, что требуется для обслуживания своего организма, ухода за ним, содержания, должно быть личным: своя расческа, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, свое полотенце. Я считаю, что в этом случае мне необходимо воспитывать собственников своих гигиенических принадлежностей. Для того чтобы малыши хорошо знали свое полотенце, постельное белье и горшок, они маркируются в детском саду. Маркировка должна быть удобной и детям, и взрослым. Для малышей – это цветные картинки. Я знакомлю малышей с «их» картинками и предметами и объясняю их назначение.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения я использую целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ кукольного театра, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Я стараюсь добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.

Все сведения по гигиене я прививаю детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, в каждом компоненте режима я нахожу благоприятный момент для гигиенического воспитания. Одновременно я вспоминаю с малышами, где носик, ротик, ручки, пальчики, так как мои крохи могут это не знать или забыть, а также обогащаю словарь новыми словами: мыло, расческа, полотенце, раковина, кран, салфетка, зубки и многими другими.

Я стараюсь, чтобы малышам было интересно учиться. Поэтому мы с ребятами учимся играя.

Я считаю, что правил должно быть немного, и они должны быть четко сформулированы и понятны малышу. Мною замечено, что наиболее понятная форма для малышей это добрые, хорошо известные и поучительные стихи:

Водичка, водичка,

умой Насте личико…

Произведения народного творчества использую при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения, стихи обязательно сопровождаю действиями или, наоборот, действия сопровождаю чтением, обыгрываю их. Я заметила, что чтение потешки, в которой упоминается имя ребенка, вызывает у него радость, желание повторить ее.

Из опыта работы я сделала вывод, что такие прибаутки, как

Когда я ем, я глух и нем,

в отличие от строгих запретов не вызывают у ребенка чувство протеста и желания сделать наоборот. Но, повторяясь из раза в раз, они откладываются в сознании ребенка как неопровержимые истины.

Также я пришла к выводу, что нельзя, устанавливая правила, унижать малыша. Фразы "Немедленно!", "Ты слышал, что я сказала?", "Быстро иди сюда!" вызывают у ребенка протест и желание пойти на конфликт. Правила должны произноситься твердо, но не в грубой форме. Даже если кроха поступает плохо, я отношусь к нему с уважением. Только на взаимном уважении можно прийти к компромиссу.

Чтобы дети овладели каким-либо навыком, я все подробно и несколько раз продемонстрирую. К счастью, подражание для ребенка – занятие иной раз не менее увлекательное, чем игра. К нам каждый день приходят в гости разные животные и герои мультфильмов. И каждого из них мы учим мыть ручки, одеваться, аккуратно кушать.

Есть у нас персонаж, который есть только у нас, потому что мы сами его придумали. Это медвежонок Медок. Он еще очень маленький и неуклюжий. Поэтому мы с ребятами учим его всему-всему. Про него у нас есть стихи и поучительные истории.

Вот так потихоньку я учу своих малышей полезным привычкам. Конечно, сразу и все мои детки не выучат, но обязательно в их головках отложится, что надо делать вот так, и никак иначе.


Работа с родителями

Для того чтобы воспитание навыков гигиены и самостоятельности были едиными в дошкольном учреждении и в семье, я веду систематическую и целенаправленную работу с родителями.

В начале года я провела родительское собрание, на котором познакомила пап и мам с задачами воспитания навыков самообслуживания. Рассказала о значении положительных привычек в жизни ребенка.

Целенаправленная подготовленность родителей предполагает усвоение ими необходимого минимума знаний в области охраны здоровья, психологии личности ребенка. Однако не менее важно, чтобы родители использовали полученные знания в процессе воспитания своих детей. Гигиеническое и педагогическое просвещение родителей, повышение их грамотности в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников осуществляю в разнообразных формах. Для родителей, дети которых посещают дошкольные учреждения, по моему мнению, самыми эффективными будут специальные родительские конференции, где можно обмениваться опытом воспитания ребенка в семье. Из практики мною замечено, что хорошие результаты дают регулярные групповые и индивидуальные беседы с родителями. Также для повышения гигиенической и педагогической культуры родителей использую наглядные средства пропаганды – оборудовала уголок здоровья в группе, где помещаю стенды с указанием рекомендуемой литературы, консультации и отдельные брошюры по вопросам воспитания и укрепления здоровья ребенка. Интересной для родителей стала стенная газета со специальной рубрикой «Вопросы и ответы». Хорошим средством педагогического и санитарно-гигиенического просвещения служат в моей работе с родителями также «папки-передвижки», в которых использую наиболее интересные статьи из журналов «Здоровье», «Дошкольное воспитание», «Мой ребенок». Знания, полученные родителями, помогут правильно организовать весь уклад жизни дошкольников в нашей группе и семье.

Для проведения бесед с родителями по различным вопросам воспитания здорового ребенка в семье можно предложить следующую примерную тематику:

= Одежда и здоровье детей.

= Воспитание гигиенических навыков у детей в семье.

= Как развивать у детей навыки самообслуживания.

Беседы с родителями провожу перед выходными днями, они по времени не длительны и содержат все основные положения предлагаемой тематики. Для подготовки я использую соответствующую научно-популярную литературу, журналы «Дошкольное воспитание», «Мой ребенок» и др. Обязательно акцентирую внимание родителей на том, насколько важны культурно-гигиенические навыки сейчас для малышей, а потом и для взрослых. Систематическое привитие навыков отражается на всем поведении ребенка: он становится более активным, у него развиваются наблюдательность, память.

Знание правил поведения и умение их использовать дает возможность человеку вести себя более уверенно, непринужденно, достойно при любых обстоятельствах.


Список литературы

1.Т.Л. Богина, Н.Т. Терехова «Режим дня в детском саду».

2.«Воспитание навыков самообслуживания у детей третьего года жизни». Дошкольное воспитание, №1, 1986 г, 12-14.

3.«О культурно-гигиенических навыках». Дошкольное воспитание, №1, 1986 г., 92.

4.«Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста» под редакцией С.Л. Новоселовой

5.«Левой – правой». Мой ребенок, №9, 2000 г., 51-52

6.«Тяжело в учении». Мой ребенок, №9, 2000г.,57-58

7.«Ох, эти пуговицы!». Мой ребенок, №6, 2000,47-48

8.«Страсти по горшку» Мой ребенок, №3, 2003, 59-60

9.«Сядем, подумаем…», Мой ребенок, №7, 2000, 38-39

10. «Мать и дитя», 1966

11.«Чистота и дети». Мой ребенок, № 11, 2004 г., 172-173

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Свидетельство о публикации:
Подписаться на новые публикации Вконтакте