Рабочая программа по предмету "Математика в задачах"
Аннотация к рабочей программе
Предмет – математика в задачах
Ступень (классы) – среднее (полное) общее образование (2 класс)
Нормативно-методические материалы |
ØФедеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 22.12.2009 №15785; ØФедеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; ØТребования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта, ØУчебный план МОУ СОШ с.Дьяковка 2015-16 учебный год (утвержден приказом от 25.08.15) ØКалендарный учебный график МОУ СОШ с.Дьяковка на 2015-2016 учебный год (утвержден приказом от 25.08.15) ØАвторскаяпрограмма по математике в задачах(базовый уровень), созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта |
Реализуемый УМК |
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 2 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2012 |
Цели и задачи изучения предмета |
Цель курса: формировать и развивать логическое мышление через образовательную область "математика": т. е. научить обобщать математический материал; логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать; развивать гибкость мышления учащихся. Задачи: Øразвитие интеллекта учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности; Øовладение приемами поисковой и исследовательской деятельности; Øовладение конкретными математическими знаниями; Øорганизация специального психолого-педагогического пространства для возможности интеллектуального и творческого проявления одаренных детей; Øразвитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения; Øразвитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; Øформирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; Øразвитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; Øформирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; Øвоспитание трудолюбия и достижения своей цели; Øвоспитание системы нравственных межличностных отношений; Øформирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. |
Срок реализации программы |
1 год |
Место учебного предмета в учебном плане |
35 часов |
Результаты освоения учебного предмета (требования к уровню подготовки) |
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе Учащиеся должны знать: üосновной программный материал курса математики в начальных классах üнестандартные методы решения различных математических задач üлогические приемы, применяемые при решении задач; Учащиеся должны уметь: üлогически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения,классификации, систематизации; üобоснованно делать выводы, простейшие умозаключения, доказывать; üобобщать математический материал; üнаходить разные решения нестандартных задач; üсоставлять, моделировать и штриховать предметы; üнаходить закономерность; üклассифицировать предметы, слова; üопределять истинность высказываний; üрешать геометрические задачи, ребусы, задачи-шутки, числовые головоломки. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа с. Дьяковка
Краснокутского района Саратовской области
«Рассмотрено» Руководитель МО: ________/Багаутдинова О. В./ Протокол № __ от «__»____________2014г. |
«Согласовано» Заместительдиректора по УВР МОУ-СОШ с.Дьяковка: _____________/Алексеева Е. А./ «__»____________2014г. |
«Утверждаю» Директор МОУ-СОШ с.Дьяковка: _______________/ Мечикова О.В./ Приказ № ____ от «__»_________________2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Морозовой А.И.
по предмету «Математика в задачах»
во 2 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «25» августа 2015 г.
2015 - 2016учебный год
Пояснительная записка
Особенность по отношению к ФГОС.Рабочая программа курса «Занимательная математика» во 2 классесоставлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
- В соответствии спримерной программой основного общего образования по математике для начальных классов, утвержденной Министерством Образования РФ иявляется компонентом образовательного учреждения.
Концепция программы
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.
Общие цели учебного предмета
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- развитие краткости речи;
- умелое использование символики;
- правильное применение математической терминологии;
- умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
- умение делать доступные выводы и обобщения;
- обосновывать свои мысли
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы
В качестве основных принципов отбора материала можно выделить следующие: доступность, последовательность, соответствие возрастным особенностям, и интересам обучающихся, коммуникативная направленность. В соответствии с сюжетным замыслом уроки объединены в разделы. Разделы содержат разное количество уроков и соответствуют четырём учебным четвертям.
Общая характеристика учебного предмета
Программа составлена на основе авторской программы О.И.Беляковой «Занятия математического кружка».
Цель курса:
формировать и развивать логическое мышление через образовательную область "математика": т. е. научить обобщать математический материал; логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать; развивать гибкость мышления учащихся.
Задачи:
Øразвитие интеллекта учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
Øовладение приемами поисковой и исследовательской деятельности;
Øовладение конкретными математическими знаниями;
Øорганизация специального психолого-педагогического пространства для возможности интеллектуального и творческого проявления одаренных детей;
Øразвитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
Øразвитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
Øформирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
Øразвитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
Øформирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
Øвоспитание трудолюбия и достижения своей цели;
Øвоспитание системы нравственных межличностных отношений;
Øформирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Общая характеристика учебного процесса
Технологии:
личностно- ориентированный подход;
здоровьесберегающая технология;
технология проблемного диалога;
технология самооценивания;
технология проектной деятельности;
технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом);
Методы обучения:
1. ученического целеполагания;
2. частично- поисковый;
3. метод контроля;
4. метод рефлексии;
5.метод самооценки;
6.Метод взаимокотроля и взаимобучения( в парах, группах)
Формы обучения: урочнаяи внеурочная ( видеоурок, урок- игра, урок- экскурсия, путешествие, консультации, конкурсы, марафоны, предметные недели, кружки и т.д.)
Виды занятий: групповая, фронтальная, индивидуальная, в паре.
Режим занятий: 1 час в неделю:
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Математика в задачах, как учебный предмет входит в образовательную область «Математика и информатика»
Согласно учебному плану МОУ – сошс.Дьяковка на 2015-2016 год на изучение курса «Занимательная математика» во 2 классе отводится 35 часов(1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Занимательная математика»
Личностные,
üопределять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
üв предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
регулятивные
üопределять и формулировать цель деятельностис помощью учителя;
üпроговаривать последовательность действий;
üучиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
üучиться работать по предложенному учителем плану;
üучиться отличать верно выполненное задание от неверного;
üучиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
познавательные
üориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
üделать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
üдобывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
üперерабатывать полученную информацию: делать выводы в результатесовместнойработы всего класса;
üперерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
üпреобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
üнаходить и формулировать решение задачи с помощью простейшихмоделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
коммуникативные
üдонести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
üслушать и понимать речь других;
üчитать и пересказывать текст;
üсовместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
üучиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
предметные
- üописывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- üвыделять существенные признаки предметов;
- üсравнивать между собой предметы, явления;
- üобобщать, делать несложные выводы;
- üклассифицировать явления, предметы;
- üопределять последовательность событий;
- üсудить о противоположных явлениях;
- üдавать определения тем или иным понятиям;
- üопределять отношения между предметами типа «род-вид»;
- üвыявлять функциональные отношения между понятиями;
- üвыявлять закономерности и проводить аналогии.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать:
- üосновной программный материал курса математики в начальных классах
- üнестандартные методы решения различных математических задач
- üлогические приемы, применяемые при решении задач;
Учащиеся должны уметь:
üлогически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения,классификации, систематизации;
üобоснованно делать выводы, простейшие умозаключения, доказывать;
üобобщать математический материал;
üнаходить разные решения нестандартных задач;
üсоставлять, моделировать и штриховать предметы;
üнаходить закономерность;
üклассифицировать предметы, слова;
üопределять истинность высказываний;
üрешать геометрические задачи, ребусы, задачи-шутки, числовые головоломки.
Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной программой поматематике в задачах.
Содержание тем учебного курса
Содержание учебногокурса «Занимательная математика» (35 ч)
Раздел программы 1"Общие понятия" (13 ч) направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам.
Раздел программы 2"Элементы истории математики" (22 ч) расширяет и углубляет знания программного материала, знакомит учащихся с некоторыми общими идеями современной математики, раскрывает приложения математики в практике. Составляет ядро математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач.Состоит из разнотипных упражнений "занимательного" характера, опирающихся на догадку и непосредственные физические действия (эксперимент) иногда на несложные расчеты в пределах арифметики целых чисел и дробных чисел.
Покурсу «Математика в задачах» выставляются только текущие отметки и оцениваются впредмете «Математика»
Учебно – тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
|
1 |
Раздел программы 1"Общие понятия" |
13 |
|
2 |
Раздел программы 2 "Элементы истории математики" |
22 |
|
Итого: |
35 |
Календарно – тематическое планирование «Математика в задачах» 35 часов.
№ Урока |
Содержание темы |
Кол-во часов |
Характеристика основных видов деятельности учащихся |
дата |
|
План |
Факт |
||||
|
Раздел программы 1"Общие понятия" |
13 |
|||
|
Решение ребусов и логических задач |
1 |
читать, записывать и сравнивать числа от 0 до 100; -представлять двузначное число в виде суммы десятков и единиц; -выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток (сложение и вычитание десятков, сложение двузначного числа с однозначным, вычитание однозначного числа из двузначного); - выполнять сложение и вычитание с числом 0; - правильно употреблять в речи названия числовых выражений ; - решать текстовые задачи в 1 действие на сложение и вычитание (нахождение суммы, остатка, увеличение\ уменьшение на несколько единиц, нахождение слагаемого); - распознавать изученные геометрические фигуры (отрезок, ломаная; многоугольник, треугольник, квадрат, прямоугольник) и изображать их с помощью линейки на бумаге с разлиновкой в клетку; - измерять длину заданного отрезка (в сантиметрах); чертить с помощью линейки отрезок заданной длины; - находить длину ломанной и периметр многоугольника. - вычислять значение числового выражения в 2-3 действиях рациональными способами (с помощью группировки слагаемых или вычитаемых, дополнения чисел до ближайшего круглого числа); - сравниватьзначениячисловыхвыражений; - решать задачи в два действия по сформулированным вопросам. читать, записывать и сравнивать числа от 0 до 100; -представлять двузначное число в виде суммы десятков и единиц; -выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток (сложение и вычитание десятков, сложение двузначного числа с однозначным, вычитание однозначного числа из двузначного); - выполнять сложение и вычитание с числом 0; - правильно употреблять в речи названия числовых выражений ; - решать текстовые задачи в 1 действие на сложение и вычитание (нахождение суммы, остатка, увеличение\ уменьшение на несколько единиц, нахождение слагаемого); - распознавать изученные геометрические фигуры (отрезок, ломаная; многоугольник, треугольник, квадрат, прямоугольник) и изображать их с помощью линейки на бумаге с разлиновкой в клетку; - измерять длину заданного отрезка (в сантиметрах); чертить с помощью линейки отрезок заданной длины; - находить длину ломанной и периметр многоугольника. - вычислять значение числового выражения в 2-3 действиях рациональными способами (с помощью группировки слагаемых или вычитаемых, дополнения чисел до ближайшего круглого числа); - сравнивать значения числовых выражений; - решать задачи в два действия по сформулированным вопросам. |
||
|
Как люди научились считать |
1 |
|||
|
Решение занимательных задач в стихах. Отгадывание ребусов. |
1 |
|||
|
Числа-великаны.Коллективный счет.Загадки-смекалки.Игра «Знай свой разряд». |
1 |
|||
|
Подумай и реши |
1 |
|||
|
Решение задач из стенгазеты № 1. |
1 |
|||
|
Работа со спичками. Головоломки. |
1 |
|||
|
Математические горки. Задача в стихах.Наглядная алгебра.логические задачи.Загадки.Игра «У кого какая цифра» |
1 |
|||
|
Задачи на движение. Игра «Удивительный квадрат» |
1 |
|||
|
Решение задач из стенгазеты №2 |
1 |
|||
|
Подведение итогов решение задач, загадок из математической газеты. Решение занимательных задач. Меры в пословицах |
1 |
|||
|
Конкурс знатоков(отборочный тур) |
1 |
|||
|
Здачи-смекалки. Задача о встречных поездах. Логическая игра «Молодцы и хитрецы» |
1 |
|||
Раздел программы 2"Элементы истории математики" |
22 |
||||
|
Немного истории.Детям о времени |
1 |
|||
|
Решение задач из стенгазеты №3 |
1 |
|||
|
«Знакомство» с Архимедом. Решение задач с многовариантными решениями |
1 |
|||
|
Математический КВН |
1 |
|||
|
Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины |
1 |
|||
|
Задачи повышенной сложности. |
1 |
|||
|
Детство талантливой женщины-математика С.В. Ковалевской. Игры «Задумай число» |
1 |
|||
|
Решение задач из стенгазеты № 4 |
1 |
|||
|
Математическая викторина. Игры на развитие внимания, «Сотни фигур из семи частей» |
1 |
|||
|
Конкурс знатоков (итоговый тур) |
1 |
|||
|
Фалес Милетский .Игра «шахматы» |
1 |
|||
|
Решение задач комбинированного характера. Оригинальные задачи. |
1 |
|||
|
Старинные задачи. Задачи повышенной сложности. |
1 |
|||
|
Игра «Что? Где? Когда?» |
1 |
|||
|
Интеллектуальный марафон. |
1 |
|||
|
Открытие нуля |
1 |
|||
|
Решение задач из стенгазеты №5 |
1 |
|||
|
Экскурсия в компьютерный класс |
1 |
|||
|
Решение задач из стенгазеты №6 |
1 |
|||
|
Игра «Крестики-нолики» |
1 |
|||
|
Знакомство с математиком Пифагором. Задачи с многовариантными решениями |
1 |
|||
|
Итоговое. Игра «Цифры в буквах». |
1 |
Материально-техническое обеспечение образовательногопроцесса, осуществляемому по курсу «Математика в задачах»
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2011
2.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 2 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2012
3.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2012
4.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2011
5.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2014
6.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
7.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2014
8.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2012
9.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал