Конспект НОД по формированию лексико – грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) на тему: «Зима. Зимние забавы»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №10» г. ОРЛА
Конспект НОД по формированию лексико – грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) на тему:
«Зима. Зимние забавы»
автор:
Учитель - логопед
Огнева У.Б.
Цели:
Коррекционно – образовательные
-учить детей подбирать однокоренные слова;
-учить образовывать глаголы прошедшего времени;
- учить образовывать имена существительные в форме множественного числа и согласовывать их с именами числительными
Коррекционно – развивающие
-расширять и активизировать словарь по теме;
-развивать связную речь;
-развивать логическое мышление, внимание, память;
Коррекционно – воспитательные
-воспитывать интерес к изменениям, происходящим зимой;
- воспитывать умение адекватно оценивать свои ответы;
-воспитывать умение слушать взрослого
Оборудование: вертушки – снежинки, картинки с изображением детей в различных зимних забавах.
Ход занятия
- I.Организационный момент
- Психогимнастика: «Как хорошо!»
- Как хорошо, когда мы улыбаемся,
- Как хорошо, когда мы удивляемся!
- И как же нам не весело,
- Когда мы сердимся и огорчаемся.
- (все эмоции дети изображают)
- II. Основная часть.
- 1.Игра «Что лишнее?»
На доске висит картина с изображение зимы, вокруг картинки: лыжи, сани, коньки, сандалии, снежинка. Дети должны указать лишнюю картинку и объяснить, почему (сандалии, так как зимой они не нужны).
- 2.Объявление темы занятия. Вводная беседа. Чтение логопедом рассказа «Зима».
- Зима
Пришла на землю белая и холодная зима. Затрещали морозы, завыли вьюги. Небо затянулось серыми облаками. Выпал и образовал сугробы снег. Он белого цвета, непрозрачный, рыхлый, сыпучий.
Утонул в снегу лес. Деревья и кустарники стоят голые, только хвойные деревья по- прежнему зелёные. На деревьях в это время года лежит снег, он надёжно защищает растения от холода. Ручьи, реки, озёра зимой покрыты льдом. Лёд бесцветный, прозрачный, хрупкий.
Трудно зимой птицам и животным. Нередко бывает им очень холодно и голодно. Поэтому зверей и птиц надо подкармливать. Для этого люди развешивают на деревьях кормушки, насыпают корм.
С наступлением зимы и люди начинают одеваться тепло, и зимние моры им не страшны!
- 3.Игра «Что сегодня, а что вчера?» (подбор глаголов к существительным прошедшего времени).
- Сегодня снег блестит, а вчера снег…..(блестел).
- Сегодня снег падает, а вчера снег…..(падал).
- Сегодня снег сверкает, а вчера снег…(сверкал).
- Сегодня снег идёт, а вчера….(шёл).
- Сегодня снег хрустит, а вчера снег… (хрустел).
- Сегодня метель метёт, а вчера метель….(мела).
- Сегодня вьюга воет, а вчера вьюга…(выла).
- 4. Игра «Подбери словечко» (продолжить предложение).
Наступила холодная….(зима).
Повсюду лежит….(снег).
Кружатся белые ….(снежинки).
Дует холодный ….(ветер).
Дети из снега лепят….(снеговика).
- 5.Физкультминутка «Зарядка».
Все мы делаем зарядку (дети шагают).
Надо нам присесть и встать (сели на корточки – встали).
Руки растянуть по шире (разводят руками),
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться - три, четыре (наклоняются),
И на месте поскакать (прыгают на месте).
- 6.Игра «Назови зимние забавы» (логопед демонстрирует картинки с изображением зимних забав, дети называют полным ответом).
Девочка катается на коньках.
Мальчик лепит снежный ком.
Мальчик катается на лыжах.
Дети лепят снеговика.
Мальчики играют в снежки.
- 7.Упражнение на развитие центральной воздушной струи (цвс) «Сдуй снежинку». Детям предлагается подуть на вертушку – снежинку.
- 8.Игра «Сосчитай 1;3;5».
Одна снежинка – три снежинки – пять снежинок;
Один снеговик – три снеговика – снеговиков;
Один снежок – три снежка – пять снежков;
Один снегирь – три снегиря – пять снегирей;
Одна снежная баба – три снежные бабы – пять снежных баб.
- 9.Игра «Угадай действие» (логопед изображает зимнюю забаву, а дети угадывают и изображают вместе с ним).
Лепят снежный ком.
Катаются на лыжах.
Катаются на коньках.
Лепят снеговика.
- III. Итог занятия.
- Обобщение по теме занятия.
- Оценка деятельности детей.