Конспект логопедического занятия на тему: «Город Звуков» для детей средней группы с ТНР
ОО «Речевое развитие»
Цель: Дифференциация гласных звуков «а», «у», «и», «о».
Программное содержание:
Закрепить понятие «Гласные звуки».
Уточнить артикуляцию и характеристику звуков «а», «у», «и», «о», их различия и сходства.
Закреплять умения выделять звуки «а», «у», «и», «о» из начала слова; читать по символам звуков; различать зрительный образ букв А, О, У, И.
Продолжать учить детей образовывать относительные прилагательные.
Коррегировать фонематический слух на основе различения звуков «а», «у», «и», «о» на слух и в произношении, слуховую память на основе запоминания линейного ряда слогов, зрительное восприятие на основе игры «Собери букву», логическое мышление на основе игрового упражнения: «Какой домик лишний и почему».
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу во время выполнения задания.
Оборудование:
Символы гласных звуков «а», «у», «и», «о»; символы для характеристики звуков; силуэтная картинка «домик»; «2 телефонные трубки»; картинки из игры «Собери букву»; дома гласных звуков; карточки для чтения по символам и предметные картинки девочка в лесу, малыш, птичка, ослик; магнитофон и запись гудка паровоза.
Ход занятия:
I.Оргмомент:
Ребята, я предлагаю вам сегодня поехать в сказочный город «Город Звуков».
На чём мы можем туда поехать? (ответы детей)
*Запись гудка паровоза
Слышите, нас ждет уже поезд. Садимся все в вагончики, друг за другом, поехали!
II.Основная часть:
Вот мы с вами и приехали! Смотрите сколько тут домов. А раз мы с вами в сказочном городе, тогда здесь и дома какие? (сказочные)
1.Игра «Какой дом?»
Дом из дерева – какой? – деревянный ;
Из кирпича; из стекла; из бумаги; из песка; из картона; из железа;
2.Давайте посмотрим, кто живет в этих домах?
(на домиках в окнах прикреплены символы гласных звуков)
- Какой звук живет в каждом доме? Догадались?
Дети называют звуки: а, у, и, о.
Рассказывают характеристики этих звуков.
Сравнивают характеристики звуков а, у, и, о. Что разное? Что одинаковое?
3.Каждый звук приготовил для вас игру.
Звук «А» - игра «Поймай звук «а»
- А – О – И – А – У – А – О – А – И – О – У – И – А …
- ОХ – АП – ИТ – ОК – УП – АС ….
- АСТРА – ОСЛИК – АНЯ – ИРА – УШИ – ОСЫ – АРКА …
4.Звук «У» - игра «Телефон» (Запомни и повтори)
МА – МУ – МИ КО – КИ – КА ДО – ДИ – ДА
НА – НО – НУ ТИ – ТО – ТУ ПУ – ПИ – ПО
5.Физминутка
«Ааа-аа!» - солнцу рады мы всегда!
«Ууу-уу!» - по дорожке вдаль бегу!
«Иии-ии!» - вверх по лестнице иди!
«Ооо-оо!»- перед нами колесо.
6.Звук «И» - Игра «Найди картинки»
Дети находят картинки и относят к каждому домику.
К дому, где живет звук «а» - несут картинки, в которых слова начинаются на звук «а».
К дому звука «у» - картинки на звук «у»; к дому звука «и» - картинки на звук «и»; к дому звука «о» - картинки на звук «о».
Игра «Собери букву»
А теперь соедините все картинки вместе и посмотрите, что у вас получится?
7.Звук «О» - Игра: «Какой домик лишний и почему»
Дети находят, какой дом может быть лишним, и объясняют, почему он лишний.
8.Игра «Кто так кричит»
«Прочитайте» по символам, кто как кричит, и найти подходящую картинку (девочка в лесу, малыш, птичка, ослик).
III.Итог занятия:
Слышите, гудок паровоза нас зовет. Нам пора возвращаться обратно.
- Понравился вам «Город Звуков»? У кого в гостях мы с вами были?