Конспект урока русского языка 2 класс "Связь слов в предложении"
Учитель: Ломакина Г.М.
Класс: 2 –б МБОУ СШ №5 г. Архангельск
Тема:«Связь слов в предложении». |
||
Цель темы: учить детей устанавливать связь слов в предложении |
||
Тип урока: открытие новых знаний |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
На основе имеющихсязнаний систематизировать информацию о предложении;учить детей находить связь слов в предложении, ставить вопрос от главного слова к зависимому; аргументировано отвечать и доказывать свое мнение. |
Познавательные УУД: общеучебные – Выделятьи формулировать познавательнуюцель,осознанное и произвольное строитьречевое высказываниев устнойи письменнойформе, рефлексироватьспособыи условиядействий, выполнятьконтроль и оценку процесса и результатов деятельности. Формировать навыки зрительного ориентирования в пространстве, зрительного и слухового внимания. Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие. Коммуникативные УУД: Уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими. Воспитыватькоммуникативную культуру приработев микрогруппах . |
Высказыватьсвое мнение,уважать мнение других. Самоопределение. |
Вывод, обобщение: слова в предложении связаны между собой по смыслу, форме, интонации.
Методы исследования: наблюдение работе в парах; выдвижение гипотезы; проверка гипотезы.
Оборудование:
- Учебник «Русский язык». 2 класс. Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий.
- Печатная тетрадь (часть №1).
- Карточки:- Я'БЛОКО (буквы О закрыты яблочком);- СИ'ВЕРКО;- опорные слова к предложению по теме;
- парная работа;
|
- групповая работа: осенние листочки со словами (составить предложения);
- оцени себя.
- Карточки для физкультминутки: (изобразить фигуру)
- На стенах магнитные буквы(С, В, Я, З,Ь).
- Осенние листочки для рефлексии (желтые, зеленые, красные).
- Мячик тряпичный.
8. Магнитофон с музыкой для релаксации («Осенняя песенка» П.И.Чайковский)
9. Мешочки с горохом.
10. Увеличитель.
11. Музыкальная физкультминутка.
12.
Этапы урока.
I. Мотивация к учебной деятельности
1). Раз, два, три, четыре, пять
Прозвенел звонок опять.
Перерыв кончается,
Работа начинается…
2). Создание психологического и эмоционального комфорта:
- Настал новый день. Улыбнулись друг другу и нашим гостям, поздоровайтесь.
3). Наполним лёгкие кислородом - дыхательная гимнастика:
- свежий воздух: вдох - выдох, вдох – выдох порциями, вдох - выдох с задержкой.
4). Сели красиво.
- Сегодня мы совершим путешествие в страну, которая:
Пришла без красок и кистей,
И перекрасила все листья.(Осень)
- И посвятим наш урок этому прекрасному времени года.
Настроимся на работу пальчики:
- Здравствуй, осень!
- Здравствуй, прохладный ветерок!
- Здравствуй, осенний листок!
- Здравствуй, небо голубое!
- Здравствуй, солнце золотое!
- Мы живём в одном краю,
- Всех я вас приветствую!
- Откройте тетради.Записать число и классная работа.
II.Актуализация знаний
-Мы совершим удивительное путешествие в мир предложений, выполняя задания ОСЕНИ.
1). Словарная работа:
- Небольшой зверек из отряда грызунов с длинными ушами и длинными задними ногами.
Водится и в наших лесах. (ЗАЯЦ)
- Без рук, без ног, а ворота отворяет. (ВЕТЕР)
- На Севере холодный резкий ветер, даже и не с севера. (СИВЕРКО)
- Первый месяц осени?(СЕНТЯБРЬ)
- Отгадайте загадку:
Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки.(Я'БЛОКО)
-Какая орфограмма в слове?(буквы закрыты яблочками)
2). Минутка чистописания (подготовка руки к работе). Мешочки с горохом.
а). Найдите буквы, которые мы выделили из загадок, на стенах класса - магнитные буквы.
Запишите по одной букве .Будьте внимательны.
ЗВСЬЯ
- Посоветуйтесь с соседом и составьте из этих букв слово. Запишите его справа от букв. (СВЯЗЬ)
б). - Что обозначает это слово? (взаимную зависимость кого-то с кем-то, с чем-то; какие-то отношения)
- СЛОВАРИ: С.И.Ожегов – трактуется словоСВЯЗЬ – отношение взаимной зависимости.
- Какая связь существует у нас с вами? (учитель – ученик; одноклассники; обучаемся все в СШ №5 г.Архангельска)
- Сейчас мы изучаем на уроках окружающего мира «Связь живой и неживой природы».
в). Назовите однокоренные слова к слову СВЯЗЬ.
- А у меня получились такие слова:
связно'йсвя'зьсвяза'тьскрепитьсвязи'ст
- Какое слово надо исключить? (скрепить) Почему? (корень другой)
- Спишите, поставьте ударение, выделите корень.
3). Чтобы попасть в мир предложений, нужно прочитать (на магнитной доске) предложение:
Осень – красивое время года
- Что заметили? (нет знака в конце) Какие можно поставить?
- Прочитайте его разными способамипо цели высказывания.
(повествовательное, вопросительное, восклицательное)
- ЗАПИШИТЕ восклицательное предложение.
- А что такое предложение? (слово или слова, связаны по смыслу и выражают законченную мысль)
- Что всегда есть в предложении? (грамматическая основа)
- Как вы думаете, что придает осени особое очарование? (Листья)
Как долго длится жизнь листьев?
4). Игра «МЯЧ». Подберите слова, обозначающие действие листьев.
III. Постановка учебной задачи и темы:
1). Работа над предложением (на карточкенапечатаны слова для доски)
КРАСУЮТСЯ, ОСЕНЬ,РАЗНОЦВЕТНЫХ, ДЕРЕВЬЯ, НАРЯД, РАННЯЯ
- Можно ли эту группу слов назвать предложением?
- Почему? (слова не связаны по смыслу, нет заглавной буквы, точки)
- ТЕМА урока: будем устанавливать СВЯЗЬ слов в предложении.
- Составьте предложение (в парах – на карточках).
- Что вы первоначально исправили, чтобы из слов получилось предложение?
(вставилипредлог, исправили окончаниеслова)
Запишите предложение в тетрадь (можно с комментированием):
Ранней осенью деревья красуются в разноцветных нарядах.
- Какое слово показывает наше отношение к листьям?
- Что содержит это предложение? (вопрос, призыв, сообщение)
- Значит, оно по цели высказывания повествовательное.
По интонации – невосклицательное.
- Наша цель: формировать умение, как установить связь слов в предложении? (по смыслу и с помощью вопросов)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (изобрази фигуру). Под музыку П.И.Чайковского «Осенняя песенка».
IV. Работа по теме урока. Открытие новых знаний.
- ПРОВЕРИМ? Разбор предложения. Выделите грамматическую основу в предложении. (В предложении говорится о….)
- Можно ли установить связь между главными и второстепенными членами предложения?
- С помощью чего? (вопроса)
- Поставим вопросы от главного члена предложения – подлежащего:
НЕТ
- Поставим вопросы от главного члена предложения - сказуемого.
КРАСУЮТСЯ(когда?) осенью…
- Стрелкой установите связь.
КРАСУЮТСЯ(в чём?) в нарядах…
- Установите связь между второстепенными членами предложениями.
ОСЕНЬЮ (какой?)ранней….
В НАРЯДАХ (каких?) разноцветных….
- Связь устанавливали между словами в предложении с помощью вопросов. Это смысловая связь.
- Слова в предложении связаны по смыслу.
- С помощью значка // (логическое ударение) попробуйте прочитать предложение. (При чтении значок ставится над каждым словом.)
- Состав предложения менялся? (нет)
- А что менялось? (интонация)
- Слова в предложении связаны по интонации.
- Подтвердились ли ваши предположения (гипотезы)?
- Проверим, верны ливаши предположения о связи слов в предложении.
- Обратимся к учебнику – источнику знаний. Страница 37. Прочитайте вывод.
ВЫВОД: Слова в предложении связаны по:
- ФОРМЕ - СМЫСЛУ - ИНТОНАЦИИ
- МЫ поставили перед собой цель: чему мы должны научиться на уроке? (ХОРОМ читают на карточке)
РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ СОСТАВЛЯТЬ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ …..
ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ УСТАНАВЛИВАТЬ СВЯЗЬ СЛОВ В ….
- Для чего нам нужны эти умения? (Чтобы строить красивые предложения. Чтобы наша речь была красивой…)
IV. Закрепление знаний и способов действий:
1). Работа по карточкам в группах. Работа с деформированным предложением.
- Осень преподнесла нам новое задание: Шалун — ветер подул и рассыпал листики. Каждая из группдолжна сложить свое предложение.
(Каждая группа получает листики разных цветов. Составление предложения по опорным словам, написанных на них.)
а)ВЗОЛОТИСТЫЕПЛАВНО ЛИСТИКИОСЕННЕМ КРУЖАТСЯВОЗДУХЕ
б)КОВРОМЛИСТЬЯПЁСТРЫМУСТИЛАЮТЗЕМЛЮ
в) ЛИСТОЧКИШУРШАТ ПОДНОГАМИ БАГРЯНЫЕЖАЛОБНО
- Выделите грамматическую основу в ваших предложениях. Найдите словосочетания. Прочитать предложения.
ФИЗУЛЬТМИНУТКА музыкальная, проводит ученица.
2). Прочитайте ВСЕ предложения, которые мы составили и записали.
Осень – красивое время года! Ранней осенью деревья красуются в разноцветных нарядах.
Плавно кружатся в осеннем воздухе золотистые листики. Пестрым ковром листья
устилают землю. Жалобно багряные листочки шуршат под ногами.
Какая красота кругом!
Что получилось у вас? (текст).
- Какова главная мысль нашего текста? (осень)
- Составьте восклицательное предложение, которое передаст, что вы чувствуете в конце осени или ваше отношение к осени. Запишите понравившегося предложения.
3). Осенью есть период, который называют Бабье лето…
Что такое «БАБЬЕ ЛЕТО»?
«Только женщина может так согреть, когда уже почти всё потеряно» (народная пословица). Бабье лето в природе - это период по-летнему тёплой погоды в преддверии настоящей осени. По народным приметам, в средней полосе России бабье лето начинается 14 сентября, на день Симеона - летопроводца. В разных странах и губерниях нашей страны бабье лето называют по-разному. В словаре В.И.Даля написано, что бабье лето - Марфино лето - начинается в Семен-день (14 сентября) и заканчивается на Аспосов день (21 сентября), или в день Воздвиженья (28 сентября).
В период бабьего лета заканчивались полевые работы, устраивались праздники. Женщины превращали лён в нити и ткали. Считалось, что во время бабьего лета нужно со всеми помириться и уладить имеющиеся конфликты.
В старину говорили, что на бабье лето даже собаки добреют. Радуга на бабье лето предвещала долгую и тёплую осень…. (Материала много в интернете)
4). Печатная тетрадь №1 (если позволит время).
Осень — долгое время года. Она начинается, как праздник красок, а заканчивается ненастьями, когда деревья стоят голыми, повсюду грязь, дождь, сырость. Поэтому это время года вызывает разные настроения людей. Каждый замечает в осени что – то свое. Осень – это не только краски, но и особые звуки и запахи.
V. Итог урока
- Что вы чувствовали, когда слушали?
- Какие виды работ особенно понравились на уроке?
- Эти виды заданий помогут развивать нашу речь, формировать умение распространять предложения. Значит, мы справились с поставленной учебной задачей.
- Эту тему урока мы продолжим изучать и дальше, а тему «Осень» мы расширим при написании сочинения завтра и при изучении темы «Люблю природу русскую. Осень» на уроках литературного чтения.
- Вспомни цель урока, которую мы ставили перед собой?
Оцени свою деятельность по алгоритму (карточки на партах):
Я научился…Я познакомился...Я узнал…
Я справился …Я ставлю себе отметку…..
- Спасибо всем за работу. Дома расскажите о нашем путешествии родителям.
VI. Рефлексия учебной деятельности:
В природе есть праздники: ледоход, первая зелень, первый снег…. И есть пора, когда земля надевает самые дорогие наряды из различных цветов красок – листопад. УСТРОИМ наш листопад!
Возьмите листок на столе у учителя (крепят на доску):
- если вам было интересно и легко, то ЖЕЛТЫЙ,
- если вам было немного сложно, то ЗЕЛЕНЫЙ,
- а если было трудно, то КРАСНЫЙ.
VII.Д/З1) Стр.37, правило, упр. 45.
2) Понаблюдать с родителями за красотой осени, подышать ее запахом.
Спасибо за работу на уроке!