Статья «Опыт организации внеурочной деятельности в сельской школе»
«Опыт организации внеурочной деятельности
в сельской школе»
Выполнила: Саратовская Л.И., директор МКОУ Колодеевская ООШ Бутурлиновского муниципального района Воронежской области Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. На протяжении последних лет привлекательными стали нетрадиционные формы обучения и воспитания, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Оптимальной формой организации развивающей среды, способствующей установлению дружеских взаимоотношений, развитию навыков общения, является внеурочная деятельность. |
Школа после уроков — это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я».
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план начальных классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Проблема организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС заключается в отсутствии единообразной модели для малокомплектной сельской школы. А ведь практика работы сельских школ показывает, что вопрос организации внеурочной деятельности более остро стоит именно перед сельскими школами, так как большую часть мероприятий им приходится брать на себя из-за отсутствия детских досуговых учреждений, то есть школа по сути является единственным культурным центром села..
Как же организована внеурочная деятельность в нашем образовательном учреждении?
Для начала мы проанализировали наши возможности, кадровый потенциал учителей школы, ведь необходимо изменение менталитета учителя, умение мыслить и действовать по – новому, преодолевая сложившиеся представления и стереотипы. Потребовалась большая разъяснительная работа с родителями, о преобразованиях, которые идут в школу вместе с ФГОС.
Цель внеурочной деятельности МКОУ Колодеевская ООШ: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов, творческих способностей, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, приобретения жизненно важных ориентиров.
Принципы организации ВУД в школе:
учет личных интересов и склонностей ребенка;
соответствие возрастным особенностям обучающихся;
преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на положительный опыт организации внеурочной деятельности других образовательных учреждений;
опора на традиции и ценности воспитательной системы МКОУ Колодеевская ООШ.
В 2015-2016 учебном году в школе реализуются следующие направления внеурочной деятельности начального общего образования :
ü спортивно-оздоровительное - объединение «Первые шаги в ГТО»
ü духовно-нравственное -объединение «Моя малая Родина»
ü общекультурное - объединение «Вокруг света» и «Радуга»
ü общеинтеллектуальное - объединение «Легоконструирование»
ü социальное- работа классного руководителя
Психофизиологические особенности ученика начальной школы (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) - приводят к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д. Кроме того, для них еще очень актуальны виды деятельности, в первую очередь, игровая деятельность, поэтому при организации внеурочной деятельности педагогами нашей школы используются такие формы работы: целевые прогулки, экскурсии, подвижные, спортивные и развивающие игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторины , инсценирование сюжетов, познавательные беседы, занятия по разработке детских творческих проектов, занятие художественным творчеством, конструирование, общественно полезный труд на участке и т.д.
В тоже время для полноценной организации ВУД в школе сегодня имеются ограниченные ресурсы: кадровые, материально-технические. Главными проблемами школы для организации ВУД являются маленькая наполняемость классов.
Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в качественном (что сделано) и количественном (сколько времени) результате в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.
В период каникул используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления: тематические мероприятия ДОЛ, создаваемых на базе МКОУ Колодеевская ООШ.
- План внеурочной деятельности начального общего образования МКОУ Колодеевская ООШ ( на 4 года)
Направления внеурочной деятельности, состав и структура |
Формы организации |
Объем внеурочной деятельности (годовой) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Спортивно-оздоровительное |
|||||
Первые шаги в ГТО |
объединение |
33 |
34 |
34 |
34 |
Работа классного руководителя |
Классный час |
6 |
6 |
6 |
6 |
Спортивная олимпиада (4 раза в год) |
Соревнование |
8 |
8 |
8 |
8 |
Общекультурное |
|||||
Вокруг света |
объединение |
33 |
34 |
34 |
34 |
Радуга |
объединение |
33 |
34 |
34 |
34 |
Экскурсии (3 раза в год) |
Экскурсии |
12 |
12 |
12 |
12 |
Работа классного руководителя |
Классный час |
6 |
7 |
7 |
7 |
Духовно- нравственное |
|||||
Моя малая Родина |
объединение |
33 |
34 |
34 |
34 |
Работа классного руководителя |
Классный час |
7 |
7 |
7 |
7 |
Общественно-полезные практики |
Обществен-но-полезные практики |
8 |
8 |
8 |
8 |
Общеинтеллектуальное |
|||||
Легоконструирование |
объединение |
33 |
34 |
34 |
34 |
Работа классного руководителя |
Классный час |
7 |
7 |
7 |
7 |
Предметные олимпиады |
Олимпиада |
- |
- |
- |
8 |
Социальное |
|||||
Работа классного руководителя |
Классный час |
7 |
7 |
7 |
7 |
226 |
232 |
232 |
240 |
Объем внеурочной деятельности, предлагаемой основной образовательной программой начального общего образования МКОУ Колодеевская ООШ составляет 930 часов. При этом на каждого обучающегося в соответствии с выбором на добровольной основе приходится 746 часа за весь период обучения (за 4 года).
План внеурочной деятельности начального общего образования МКОУ Колодеевская ООШ (2015- 2016 учебный год)
Направления внеурочной деятельности, состав и структура |
Формы организации |
Объем внеурочной деятельности (годовой) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Спортивно-оздоровительное |
||||||
Первые шаги в ГТО |
объединение |
33 |
34 |
34 |
34 |
|
Работа классного руководителя |
Классный час |
6 |
6 |
6 |
6 |
|
Спортивная олимпиада (2-4 раза в год) |
Соревнование |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
Общекультурное |
||||||
Вокруг света |
объединение |
33 |
34 |
|||
Радуга |
объединение |
34 |
34 |
|||
Экскурсии (3 раза в год) |
Экскурсии |
6 |
6 |
6 |
6 |
|
Работа классного руководителя |
Классный час |
6 |
7 |
7 |
7 |
|
Духовно- нравственное |
||||||
Моя малая Родина |
объединение |
33 |
34 |
34 |
34 |
|
Работа классного руководителя |
Классный час |
7 |
7 |
7 |
7 |
|
Общественно-полезные практики |
Общественно-полезные практики |
8 |
8 |
8 |
||
Общеинтеллектуальное |
||||||
Легоконструирование |
объединение |
33 |
34 |
34 |
34 |
|
Работа классного руководителя |
Классный час |
7 |
7 |
7 |
7 |
|
Предметные олимпиады |
Олимпиада |
- |
- |
- |
7 |
|
Социальное |
||||||
Работа классного руководителя |
Классный час |
7 |
7 |
7 |
7 |
|
175 |
188 |
188 |
195 |
|||
Внеурочная деятельность позволила родителям стать активными участниками образовательного процесса. Сформировались межличностные отношения и совместная деятельность между педагогами, учащимися и родителями.. Родителей мы включили во все дела, все замыслы школьной жизни и в первую очередь во внеурочную деятельность. Они должны знать, чем живѐт школа и в чѐм нуждается, а также, что они могут сделать для неѐ. Как ни странно положительный результат проделанной работы получили быстро, ведь именно в сельской местности на сегодняшний день, ещѐ сохранились народные традиции и обычаи. У большинства жителей ещѐ существуют добрые взаимоотношения. Это наблюдается не только среди взрослого населения, но и среди детей.
В настоящее время наша школа находится на такой стадии работы, когда наблюдается гармоничное сочетание учебного процесса и воспитательной работы (внеурочной деятельности). Их интеграция даѐт следующие положительные результаты: 1. Наблюдается положительная динамика в изменении качества знаний учащихся; 2. Увеличивается количество выпускников начальных классов, которые безболезненно переходят в 5 класс другой школы. Это во многом объясняется тем, что наши дети хорошо адаптируются в любой жизненной ситуации, умеют преодолевать психологический дискомфорт; 3. Уменьшается также количество «трудных» детей; 4. Результаты анкетирования, показали, что все учителя школы и 90 % родителей положительно оценивают деятельность педагогов во внеурочной деятельности, а также считают, что занятия в кружках помогают детям лучше учиться, а также находить общий язык со сверстниками и с учителями. Чрезвычайно важно, чтобы каждый ребѐнок в школе имел возможность заявить себя в той деятельности, где он может быть успешен. Интересное дело найти каждому, суметь открыть и показать успех каждого – вот в чѐм смысл нашей внеурочной деятельности.
Литература:
1. Тивикова С.К, М.К.Приятелева «Организация внеурочной деятельности младших школьников» Н.Новгород, НИРО,2011.
2. Стандарты второго поколения. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М.,Просвещение 2010.
3. Григорьев Д.В.,Степанов П.В., «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.,Просвещение, 2010.
4. Российская педагогическая энциклопедия. / под ред. В.В. Давыдова.М., 1993-1999.
5. Информационныересурсы: http://pe dsovet.su/,http://st andart.edu.ru/, http://m on.gov.ru/dok/fgos/