Доклад на тему: «Развитие творчества и познавательной активности через развитие внеурочной работы студентов с ОВЗ, как средства повышения качества подготовки специалистов»
Профессиональное обучение призвано не только обеспечить молодому человеку возможность получения достаточных знаний для эффективного выполнения трудовых обязанностей, но и стать школой его социализации на основе целостного формирования общих и профессиональных компетенций.
В ходе организации учебного процесса выделяются профессионально и личностно значимые качества, которые должны быть сформированы у выпускников техникума. Это самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, мобильность, критичность, самообучаемость, информационная грамотность, стрессоустойчивость, толерантность, патриотизм. Именно эти качества способствуют - формированию у студентов общих и профессиональных компетенций, предъявляемые ФГОС нового поколения.
Формирование профессионально и личностно значимых качеств у студентов должны реализовываться не только в рамках учебных занятий, но и через организацию внеурочной деятельности, как составной части общего учебного процесса.
Главными педагогическими условиями формирования профессионально значимых качеств личности являются:
- повышение субъектности студентов, доминантной роли их самостоятельной, эмоционально переживаемой деятельности;
- формирование профессиональной ориентированной направленности мышления студентов в процессе внеурочной деятельности;
- использование инновационных технологий на всех этапах организации учебно – воспитательного процесса: целеполагания, планирования, регулирования, контроля, анализа.
Подготовка специалистов в современной российской экономике требует разработки и внедрения принципиально нового подхода при организации внеурочной деятельности для подготовки конкурентоспособного специалиста.
Актуальность проведения таких внеаудиторных занятий прежде всего продиктована тем, что зачастую в условиях развития малого бизнеса бухгалтер выполняет обязанности и секретаря, и программиста, и работника отдела кадров т.д.
Вследствие чего целью внеаудиторной работы является формирование профессиональных и личных компетенций выпускника СПО во внеурочное время с помощью современных информационных технологий.
Задачами проведения внеаудиторной деятельности:
- повысить мотивацию студентов к обучению по профессии бухгалтер;
- помочь в усвоении сложного учебного материала;
- показать доступность работы для инвалидов и лиц с ОВЗ по профессии бухгалтер.
- научить владению современными информационными технологиями по ведению бухгалтерского и налогового учёта.
- показать реализацию требований , предъявляемых законодательством к ведению бухгалтерского и налогового учёта на разных уровнях контроля на сегодняшний день.
Рассмотрим на примере Профессионального модуля 03 «Проведение расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами» и предмета «Налоги и налогообложение» по профессии «Бухгалтер» организацию внеаудиторной деятельности обучающихся.
Проведение внеаудиторных занятий осуществляется через ознакомление студентов:
- с программой «Сбербанк бизнес онлайн» - обучающиеся знакомятся с возможностью оформлять платёжные документы по уплате налогов в электронном виде и вести учёт операций на расчётном счёте;
- с программой удалённого доступа – Ammyy admin. Позволяет осуществлять работу на собственном компьютере другому удалённому пользователю.
- регистрация и составление отчётности в департаменты Росприроднадзора, по платежам за негативное воздействие на окружающую среду с использованием ЭЦП; в Росалкогольрегулирование по розничной продаже алкогольной продукции с использованием ЭЦП; в Минюст на примере автономной некоммерческой организации;
- выездные занятия . Это проведение занятий вне техникума - посещение семинаров в Межрегиональных налоговых инспекциях и региональных отделений ПФР.
Такие семинары в нашем регионе проводятся на протяжении всего года. План проведения семинаров публикуется на официальных региональных сайтах. Я выбираю наиболее значимые семинары, где рассматриваются вопросы, касающиеся моего курса обучения профессионального модуля и предмета. Отдельные обучающиеся( по желанию) посещают данные семинары. После посещения студенты предоставляют отчёт в виде доклада или презентации.
- проектная внеаудиторная деятельность – на сегодняшний день разрабатываются студентами 2 проекта на тему: «Бухгалтер- профессия будущего», где отражается значимость профессии в современных условиях и на тему: «Новый налог», где представляется и раскрывается новый, придуманный студентом налог с содержанием и доказательством необходимости и значимости данного налога.
Таким образом, привлекая студентов к внеурочной работе, я стараюсь включать активные методы формирования компетенций, основанные на вовлечение обучающихся не только в пассивное освоение материала, но и развитие компетенций, адекватных современным требованиям работодателей.
Анализируя внедрение внеаудиторных занятий в «реальности», отмечу несколько положительных моментов данной формы обучения :
- главное – это воспроизведение «реальной» работы бухгалтера на рабочем месте;
- повышается ответственность за содержание документов и отчётов;
- позволяет видеть результаты составления отчётности в программах немедленно - видно сразу – правильно ли создан документ или с ошибками, принят отчёт или нет, отправлена платёжка или нет и др. ;
- повышается стремление к самообразованию –применение логического мышления в процессе исправления ошибок в документах (для исправления ошибок в программах необходимо применить знания пользования ПК);
- составление документов ограничивается временными рамками, что также повышает ответственность (налоговая отчётность составляется за определённый отчётный период);
- предоставление свободы в рамках принятых правил (например: право
действовать по своему усмотрению- проведение анализа);
- применение теоретических знаний на практике.