Классный час «Возникновение конфликтов. Пути решения»

Автор публикации:
БЭНЧИЛЭ АЛЛА ВАСИЛЬЕВНА
ЯНАО Г.ТАРКО-САЛЕ

Классный час «Возникновение конфликтов. Пути решения»

Цели: познакомить студентов с понятием «конфликт», причинами его возникновения и возможными последствиями, подвести к необходимости людей договариваться между собой, соблюдать общепринятые нормы, правила;

рассмотреть понятия: выбор, правило, конфликт, ответственность;

формировать умение анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации;

развивать творческие способности, навыки участия в дискуссии, сотрудничества;

формировать толерантное отношение к другим мнениям, воспитывать уважительное отношение к людям.

Оборудование:

  1. Презентация.
  2. Карточки с заданиями.
  3. Реквизит для микросценок.
  4. Смайлики «Улыбка»
  5. Фонограмма песни «Если добрый ты».

Ход классного часа:

1 слайд презентации

Эпиграф:

Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие относились к вам.

  1. Эмоциональный разогрев
  • Вся группа: построиться по цвету волос от тёмного к светлому. – Ребята, скажите, а что вам помогло в данном случае выполнить задание? (Умение ДОГОВАРИВАТЬСЯ)
  • Деление группы на 4 группы: взять с закрытыми глазами жетон (4 типа жетонов).

Учащиеся рассаживаются в 4 группы.

  1. «Золотые правила» работы в группе (раздать по группам).

2 слайд презентации

    • каждый имеет право отказаться что-либо делать;
    • каждый имеет право быть выслушанным: пока один говорит, все его слушают;
    • каждый имеет право высказать свое мнение и не подвергаться критике при этом. Плохих мнений не существует;
    • каждый имеет право во время игры выйти и вернуться;
    • если я говорю, то говорю только за себя. Я избегаю слов типа «он думает, что», «мы думаем», «я хотел бы сказать за него»;
    • не говорят о том, кто сейчас отсутствует.
  1. Слово куратора:

Жизнь – это выбор. Иногда мы даже не замечаем, что нам приходится его делать. Но бывают ситуации, от которых зависит будущее каждого из нас, и нам самим решать, как поступить.

Очень важно научиться делать правильный выбор, противостоять давлению сверстников и взрослых, ориентироваться во все усложняющемся мире.

Сегодня мы будем рассуждать и учится правильно строить отношения.

  1. Чтение и обсуждение эпиграфа.
  1. Учебная мотивация: «Микросценки»

Группа актеров, заранее подготовившая микросценки, демонстрирует их группе:

    • Папа ругает дочь за то, что она пришла поздно с прогулки домой, хотя обещала прийти вовремя.
    • Мама приходит с работы уставшая, а сын прогулял весь день, дома не убрался.
    • Подруга обещала принести диск, но отдала другой девочке.

Перед студентами, работающими в группах, ставится задача: обозначить проблемы, возникшие в сценках.

  1. Постановка проблемы классного часа

1)высказывания студентов по поводу проблем, выявленных в микросценках; определение темы классного часа: «Конфликт и пути его решения»… 3 слайд презентации.

2) куратор:

Сегодняшний час общения познакомит с понятием «конфликт», причинами его возникновения, с необходимостью людей договариваться между собой, важностью создания и соблюдения общепринятых норм, правил и последствиями их нарушений. Мы узнаем, как возникает конфликт и как можно выйти из него с наименьшими потерями.

Вы научитесь моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации.

7.Изучение основной проблемы

- Ребята, а как вы понимаете, что такое конфликт? А какое определение этому понятию дано в толковых словарях Даля и Ожегова? (Читают студенты).

4 слайд презентации.

1) Работа в группах: обсуждение ситуаций (пока ребята обсуждают, звучит лёгкая классическая музыка.).

Две группы второго курса решили провести между собой встречу по футболу. В назначенное время ребята собрались в спортивном зале. Не было только вратаря 23 гр. Никто не знал, почему он отсутствует. Его одногруппники попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но футболисты 2 «М» стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что без вратаря команда 23 гр обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников. Тот не сдержался и, размахнувшись, ударил обидчика по лицу. Удар был таким сильным, что парень упал. На его защиту бросились товарищи. Началась драка. Драку остановил преподаватель, проходивший мимо. В результате игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На следующий день произошел неприятный разговор в кабинете директора.

Ответьте на вопросы:

- Кто участвует в конфликте?

- Почему возник конфликт?

- Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?

Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор, который мог перерасти в крупную ссору. Вдруг один из подростков, вспомнив мультфильм про кота Леопольда, громко крикнул: «Ребята, давайте жить дружно!» Всем стало смешно и весело. Быстро договорились слушать любимую музыку поочередно: сначала поп-музыку, затем «металл». Все остались очень довольны.

Ответьте на вопрос:

Благодаря чему удалось избежать конфликта?

Однажды Михаил рассказал своему другу такую историю:

В столовой я случайно встретился со своим старым знакомым и сделал большую ошибку, спросив, как у него дела. Как будто ожидая этого, он пустился в пространное изложение его новейшей философии в отношении загрязнения окружающей среды. Это вызвало у меня такое раздражение, что захотелось просто встать и уйти. В голове мелькали мысли вроде: «Ну и дурак, настоящий невротик, и как он может быть таким твердолобым». Но через минуту я прервал эту мысленную болтовню и подумал: «Ну вот передо мной конфликт».

Подумайте и ответьте, как Михаилу творчески подойти к решению возникшей проблемы, чтобы избежать конфликта?

Перед смертью шейх завещал 19 верблюдов своим трем сыновьям, оставив первому сыну половину верблюдов, второму – четверть, а третьему – одну пятую. Так как разрезать верблюдов на части было бы явно неэкономно, сыновья решили пригласить посредника, прибывшего на своем верблюде. Посредник взвесил ситуацию и прибавил своего верблюда к наследству. Из полученных таким образом двадцати верблюдов, первый сын шейха забрал половину (10 верблюдов), второй сын – четверть (5 верблюдов), третий сын – пятую часть (4 верблюда). Таким образом, общая сумма полученных верблюдов равнялась девятнадцати. Верблюд посредника остался лишним. Посредник взобрался на него и уехал.

Ответьте на вопрос:

Оцените действия посредника. Если бы вы были на месте посредника, согласились бы вы временно пожертвовать своим верблюдом?

2) Ответы студентов по ситуациям, выводы.

3) Дискуссия (фронтальная работа): ,5,6,7 слайды презентации

  • Что для человека важнее в межличностных отношениях: доказательство его правоты или хорошие человеческие отношения?
  • Выберите из предложенных ниже качеств те, которые помогают человеку договариваться с другими людьми. Продолжите список качеств. Обоснуйте свой выбор.

Скромность

Злость

Справедливость

Честолюбие

Честность

Милосердие

Стыдливость

Грубость

Искренность

Ответственность

Порядочность

  • Как защитить себя от жестокого обращения?

8. Практическая работа в группах

1)Заполнение таблиц «Последствия конфликта», «Договариваться или не договариваться?»

Последствия конфликта

Развитие конфликта

Разрешен или не разрешен конфликт

Чувства участников конфликта

Отказ от решения проблемы

Попытка разрешить конфликт с позиции силы

Отказ от использования силы, диалог, достижение компромисса

Договариваться или не договариваться?

О чем люди договариваются

Последствия

Если смогли договориться, то

Если не смогли договориться, то

О правилах игры…

О проведении свободного времени….

О работе…

О купле-продаже…

2)Обсуждение (по таблицам), выводы.

3)Составление памятки «Правила предупреждения конфликтов». 8 слайд презентации.

  • Для того чтобы предупредить конфликт нужно…. / не нужно….
  • При решении или предупреждении конфликта важно уметь ….
  • К окружающим тебя людям нужно относиться….
  • ……..

Обсуждение вариантов памятки, составленных группами.

4) А как вы думаете, относятся ли следующие высказывания великих людей к обсуждаемой нами сегодня проблеме? Почему вы так думаете?

«Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком »

А. де Сент - Экзюпери

«Общение – это наше социальное дыхание»

Л. Жуховицкий

4)Анкетирование студентов.

Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации» 9, 10 слайды презентации.

Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа.

Часто- 3 балла

От случая к случаю- 2

Редко- 1

Ответы:

1.Угрожаю или дерусь.

2.Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем- категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9.Сдаюсь.

10. Меняю тему…

11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста.

Подсчитайте количество баллов под номерами 1,6,1 это тип поведения «А» и т. д.

Тип «А»-1,6,11

тип «Б»- 2,7,12

тип «В»- 3,8,13

тип «Г»- 4,9,14

тип «Д»- 5,10,15

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А»- это «жесткий»тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

«Б»- это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворяли бы обе стороны.

«В»- «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г»- «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д»- «уходящий» стиль. Ваше кредо- «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

9. Подведение итогов

1) Слово куратора:

Спасибо вам за активную работу. Ребята, когда человек осознал свою ошибку, сделал что-то не так, что в этом случае необходимо сделать? Правильно, попросить прощения.

Сейчас вашему вниманию предлагается конкурс «Я прошу у Вас прощения». Условия конкурса: каждая группа придумывает свое извинение, за что – решите сами. Но произнесите так, чтобы те люди, у которых вы просите прощения, испытали к вам самые нежные и теплые чувства. В конце конкурса каждая группа оценит условным знаком «улыбка» ту группу, кто был более искренен.

2) Итоговый круг «Интересное – полезное» Большое всем спасибо! А теперь давайте по кругу скажем, что на сегодняшнем часе общения для нас оказалось интересным и полезным?

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Свидетельство о публикации: