Статья "Изучение орфоэпии на уроках русского языка"

Автор публикации:
Беседина Валентина Александровна
г.Гуково

В ряд актуальных проблем обучения русскому языку на современном этапе выдвинулась проблема развития устной речи обучающихся. Действительно, в последние десятилетия сфера распространения устной речи постоянно расширяется. Устная речь потоком хлынула и в сферу книжного стиля, проникнув в науку, публицистику. В таких условиях значительно возросла необходимость соблюдения установленных в обществе речевых норм, и в первую очередь – произносительных. Не будет преувеличением сказать, что по степени владения орфоэпическими нормами можно судить об уровне культуры речи человека.

Цель овладения орфоэпическими навыками состоит как в облегчении взаимопонимания носителей языка, так и в соблюдении некоторых эстетических требований. Кроме того, если человек ставит перед собой двуединый вопрос о том, что и как сказать, то это дисциплинирует его мысль, приучает бережно и с любовью относиться к языку и его возможностям.

Любые отступления от орфоэпических норм воспринимаются как отступления от точной передачи мысли, отвлекают от содержания речи, затрудняют общение и взаимопонимание.

Формирование произносительных навыков происходит в основном в детские годы, поэтому для обучающихся очень важно овладеть орфоэпическими нормами – фундаментом культуры устной речи. Однако орфоэпия еще не занимает в школьном образовании того места, которое соответствовало бы ее важной роли. Существуют объективные трудности в овладении русским литературным произношением (наличие вариантного произношения, разноместность и подвижность ударения и т.д.; иногда отмечается недостаточный уровень произносительной культуры учителя, отсутствие в школе единого орфоэпического режима.

Орфоэпия в школе не выделена в отдельный раздел основного курса русского языка. В V - ΙX классах орфоэпия изучается в каждом разделе языкознания в рамках раздела "Культура речи. Орфоэпические нормы". Тем не менее программа и учебники нацеливают на формирование у учащихся определенных орфографических навыков. Например,5 класс: 1. Правильное произношение согласного перед е в заимствованных словах. 2. Соблюдение правильного ударения в краткой форме прилагательных. 3. Соблюдение правильного ударения в глаголах. 7 класс: 1. Соблюдение правильного ударения в полных и кратких страдательных причастиях. 2. Соблюдение правильного ударения в деепричастиях. Кроме того, на обложке также предлагаются слова для запоминания, есть в учебниках и словарики «Говори правильно».

Таким образом, предполагается практическое знакомство с правилом о произношении согласного перед е в заимствованных словах и правилами о постановке ударения в некоторых грамматических формах. Эффективность этой работы снижается тем, что правила произношения и ударения школьникам не сообщаются, орфоэпические упражнения носят единичный характер и отличаются однообразностью. Кроме того, целый ряд слов с неустойчивым произношением и ударением, встречающихся на страницах учебника, не имеет необходимых помет. Наиболее типичные ошибки учащихся:

- отождествление понятий «звук» и «буква»;

- неумение анализировать собственную речь, а также речь других носителей языка с точки зрения произносительных особенностей;

- многочисленные ошибки в произношении и ударении общеупотребительных слов (скучно, бассейн, пятак, звонишь, звонит, баловать, красивее, создал, создала, создало, создали и многих других).

Опыт преподавания русского языка показывает, что эффективность обучения орфоэпии резко повышается, если соблюдать следующие условия:

1) сообщать школьникам нормы произношения и ударения;

2) строить обучение орфоэпии на базе тщательно отобранной лексики, начиная с 5 класса;

3) ввести в практику уроков орфоэпический анализ (разбор) слов и специальные орфоэпические упражнения;

4) полнее использовать информационные технологии;

5) научит школьников слушать и анализировать звучащую речь с точки зрения соблюдения норм произношения и ударения.

Подробнее остановлюсь на содержании работы по указанным выше направлениям.

Сообщение школьникам нормы произношения и ударения.

В каждом классе необходимо ввести для запоминания следующие нормы произношения и ударения.

5 класс. 1. Смягчение согласных перед е в словах иноязычного происхождения во время изучения темы «Согласные твердые и мягкие» (§38). Во многих словах, которые пришли в русский язык из других языков, согласные перед е произносятся мягко: [т'э]кст, к[р'э]м, бас[с'э]йн, му[з'э]й, фа[н'э]ра, [т'э]рмин и др.

Однако в ряде слов звучит твердый согласный: а[тэ]лье, бу[тэ]рброд, ин[дэ]кс, пар[тэ]р, мо[дэ]ль, шос[сэ], [тэ]ннис и др.

2. Произношение звуков на месте буквенного сочетания чн, союзов что, чтобы и существительного дождь в различных падежах – во время изучения тем «Звонкие и глухие согласные» (§37). «Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака» (§39). В большинстве случаев на месте буквенного сочетания чн под влиянием письменной речи («произносится так, как пишется») произносится сочетание звуков [ч'н] : гре[ч'н']евый, моло[ч'н]ый, и т.д. Лишь в немногих словах пишется чн, а звучит [шн] : пустя[шн]ый, яи[шн]ница, ску[шн]о. Так же произносятся и женские отчества: Лукини[шн]а, Ильини[шн]а, Никити[шн]а. Союзы что и чтобы произносятся какшто и штобы. Не совпадает произношение и написание слова дождь: до[щ'], до[ж']а, до[ж']и.

3. Произношение гласных звуков под ударением и в безударном положении – во время изучения тем «Значения букв е, е, ю, я» (§40), «Слог. Ударение» (§35-36). Все гласные русского языка под ударением произносятся отчетливо. Звуки и, у, ы не меняютсяи в любом безударном положении. На месте букв е, я в безударном слоге произносится звук, средний между [и] и [э]: [пиэ]нек, [лиэ]гушка.

4. Особенности русского ударения – во время изучения тем «Прямое и переносное значение слов» (§58), «Омонимы» (§59). Русское ударение свободное: оно может падать на любой слог (книга- на 1-й слог, пурга – на 2-й слог, победитель – на 3-й слог и т. д.). Русское ударение подвижное: оно может передвигаться в одном и том же слове с одного слога на другой (гора- гору, сторона – стороны – сторон).

5. Ударение в глаголах прошедшего времени обычно падает на основу, исключая форму женского рода, где ударение переходит на окончание –а: быть, был, было, были, но: была.

6 класс.1. Произношение сложносокращенных слов – во время изучения тем «Сложносокращенные слова», «Род несклоняемых имен существительных»

2. Произношение имен прилагательных в сравнительной степени – во время изучения темы «Степени сравнения имен прилагательных» (§104) (красивый – красИвее, удобный – удОбнее).

3. Произношение некоторых числительных- во время изучения темы «Имя числительное как часть речи», «Простые и составные числительные» (§109). В числительных от 11 до 29 и от 13 до 39в косвенных падежахпосле ц произносится гласный, близкий к [ы] : двенадц[ы]тью.

7 класс. Произношение кратких страдательных причастий (§137). Многие страдательные причастия имеют ударение на основе в формах мужского, среднего рода и множественного числа и на окончании –а – в форме женского рода: начатый – начат- начато – начаты, но: начата.

8-9 классы.1. Расширение знаний учащихся за счет лексики, необходимой для успешного изучения основного курса русского языка, обеспечения внеучебной речевой деятельности школьников.

2. Варианты произношения. Можно привести немало примеров слов, имеющих два варианта произношения: пережитый – пережитый; гастарбАйтер – гастАрбайтер.

Отбор лексики для орфоэпической работы

Отобранная лексика должна быть связана с основными разделами и темами курса русского языка и обеспечивать успешную речевую практику учащихся (включая термины, в том числе и русского языка как школьного предмета, и общеупотребительную лексику). Кроме того, лексический материал должен включать слова, трудные с точки зрения колебания их произношения. Несомненна польза ведения орфоэпических словариков, где даны разделы:

Общеупотребительная лексика

Слова-термины из курса русского языка

алфавИт

диалОг (5 кл)

баловАться

перехОдный (глагол) (6 кл)

беспрецедЕнтный

(не беспрецендЕнтный) (9кл)

односостАвное, двусостАвное(предложение) (8 кл)

Использование орфоэпического анализа (разбора) слов и специальных орфоэпических упражнений

Орфоэпический разбор призван предупредить или исправить орфоэпические ошибки и отличается от фонетического тем, что необходим только тогда, когда в слове может быть допущена ошибка в произношении или ударении. Потому слова типа дом, сталь и другие в орфоэпическом анализе не нуждаются. Чаще для данного вида разбора предлагаю ученикам слова портфель, облегчить, свидетель, обеспечение, фарфор и др.

Наряду с орфоэпическим разбором часто использую орфоэпические упражнения, которые предлагаются попутно с изучением основного курса русского языка и представляют собой отдельные слова, словосочетания, предложения, связные тексты. На выполнение заданий ученики затрачивают от 5 до 10 минут (не на каждом уроке). Упражнения предполагают, как правило, устную форму работы, в частности однократное или многократное чтение вслух с предшествующей орфоэпической подготовкой. Примеры орфоэпических упражнений. 5 класс. Задание. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из стихотворения. Прежде чем читать, поставьте над каждым словом ударение, в квадратных скобках обозначьте звуки, при произношении которых вы можете ошибиться:

Немало я дум передумал

С друзьями в далеком краю.

И не было большего долга,

Чем выполнить волю твою. ( М.Исаковский)

6 класс. Задание. Какое произношение выделенных слов подсказывает рифма? Соответствует ли такое произношение правилам? Прочитайте слова правильно.

Все коровы через луг

В лес поодиночке.

Утомился дед-пастух

И заснул на кочке. (М.Исаковский)

7 класс. Задание. Расшифруйте обозначенные условно орфоэпические правила. Приведите примеры слов. 1). зч=сч =[щ] ; 2). о и а без ударения =[а]; 3). чн=[шн]

10-11класс. Подготовка к ЕГЭ. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

исчЕрпать

загнУтый

дозвонИтся

столЯр

тОрты

Ответ: _____________

Использование информационных технологий

На уроках при изучении орфоэпии использую записи художественных произведений в исполнении актеров и мастеров художественного слова – как образец для подражания, эталон правильной речи, материал для наблюдений за произношением. Очень востребованными стали СД «Уроки литературы Кирилла и Мефодия», различные аудиозаписи. Но все же главную роль в обучении школьников орфоэпии играет работа по подготовке к ЕГЭ, включающая в себя тренировочные упражнения, тренинги, практикумы.При этом часто использую ИКТ - средства: СД «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия», 11класс, Репетитор «Русский язык», «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык» и др. Эффективна тестовая работа по орфоэпии в режиме ОНЛАЙН.

Внимание к орфоэпии на уроках русского языка, проведение разнообразных упражнений, использование ИКТ не только повышают культуру речи школьников, но и воспитывают бережное отношение к слову, развивают речевой слух и языковой вкус обучающихся.

Литература

1.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ивченко П. Ф. Методика преподавания русского языка – М.: Просвещение, 1990.

2.Львов В.В. Орфоэпия на уроках русского языка: 5 - 9 классы- изд. «Экзамен», 2011, с.192

3.Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, Грамматические формы. – М.,1984.

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Свидетельство о публикации: