Статья "Рефлексия как прием обратной связи учащихся на уроках в начальной школе"

Автор публикации:
Колтунова Светлана Ивановна
с. Красная Поляна, Ростовская область

Рефлексии как прием обратной связи учащихся на уроках в начальной школе

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 32

им. Героя Советского Союза М.Г. Владимирова

Колтунова Светлана Ивановна.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обуславливают изменения в подходах к процессу обучения, изменения позиции ученика и учителя. Именно поэтому передо мной встал выбор новой современной технологии в обучении. Я выбрала обучение на основе коучинговой технологии.

Коучинг зародился в 80-х годах прошлого века в Америке и получил широкое распространение, в том числе и в образовании. Считаю, что именно эта технология позволяет ученику узнать о собственных возможностях, добиваться самых высоких результатов и получать большую радость от своих успехов и достижений, помогает ученикам перестать быть пассивными участниками образовательного процесса и перейти к активному, осознанному отношению к учебной деятельности как к личночностно значимой.

Особенностью коучингового подхода в реализации этих технологий является: диалогический характер общения учителя с учащимися в формате четырех этапов проектирования и 4 вопросов планирования и реализации урока.

Одним из этапов коучингового подхода является этап завершения или рефлексии.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Цель рефлексии для ученика – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.

Функции рефлексии: диагностическая, проектировочная, организаторская, коммуникативная, смыслотворческая, мотивационная, коррекционная.

Рефлексию можно применять на любом этапе урока (чаще всего в конце) и после изучения темы или раздела.

Классификация рефлексии (исходя из функции)

1 Рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2 Рефлексия содержания учебного материала;

3 Рефлексия деятельности.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния проводится в начале урока (для установления эмоционального контакта с классом) и в конце деятельности или урока.

Цель: установления эмоционального контакта с учащимися.

Применяю такие приемы:

карточки с изображением лиц, солнышка и тучки , цветовое изображение настроения ( цветик-семицветик, ладошки ); жесты «хорошо» и «плохо», картинки по содержанию «веселый» и «грустный», эмоционально-художественно-музыкальная (картина, музыка) Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка или весёлая. Или предлагаются две картины разного содержания: радостная и тревожная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент или картину, которые соответствует их настроению; оценка эмоционального состояния с помощью цвета: прием «Букет» и «Пейзаж». Учащимся предлагается черно-белая картина с изображением пейзажа. Учитель предлагает раскрасить картину такими цветами , которые соответствует их настроению на уроке (дети показывают цветные карандаши). «Комплимент»: комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого. Рефлексию можно изобразить и на интерактивной доске.

Рефлексия деятельности

Цель: осмысление способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.

Ученик должен не только освоить содержание материала, но и осмыслить способы и приемы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Для этого я применяю такие приемы:

«Лестница успеха»: например, в начале урока учащимся предлагается оценить свои знания по изучаемой теме (те, которые у них были сформированы ранее), определить их уровень на шкале от 1 до 5 или от 1 до 10 в зависимости от возраста. На доске выделены уровни знаний от 1 до 5 или до 10. В конце урока я вновь предлагаю определить уровень своих знаний, сравнить. А затем задается вопрос: «А что необходимо сделать, чтобы знать данную тему на «5»? Ученики, как правило, легко отвечают на этот вопрос.

«Дерево успеха»: прикрепить на дерево листочки или яблоки соответственно конкретному заданию или деятельности на уроке.

Прием « Цветограмма» или «Светофор» применяю, когда необходимо, чтобы ребенок оценил этапы своей деятельности в таблице или в самой тетради на полях рисует кружочки разного цвета, например: зеленый - у меня всё получилось уверенно и спокойно; желтый - у меня были ошибки, но я всё понял и исправил; красный - у меня не получилось, мне нужна помощь.

На этапе рефлексии вызывает интерес приём "паучка", когда всю работу класса на уроке учащимся предлагаю оценить по десятибалльной системе с трёх позиций:

Я (личный вклад собственного труда)

Мы (работа всего класса)

Дело (степень усвоения темы)

Прием «SMS»

Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно работал он и учащиеся класса.

«Фразеологизм или пословица»

Я предлагаю учащимся выбрать фразеологизм или пословицу, которые характеризуют их работу на уроке:

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Ловить мух

Биться как рыба об лед

Рефлексия содержания учебного материала

Цель: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала.

Применяю такие приемы:

прием незаконченного предложения, тезиса, подбор афоризма; оценки приращения знаний и достижения целей высказывания «Я не знал….», «Теперь я знаю…»; работа по таблице-фиксации «ЗХУ» (знаю, хочу узнать, узнал); как вариант школьникам предлагается небольшая «Анкета», наполнение которой можно менять, дополнять, в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание, можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ; рефлексия достижения цели – «Лист ожидания» (цель записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение ее достижения); после объявления темы урока учащимся предлагается высказаться о том, что они ожидают от урока. Все «ожидания» выписываем на Листе ожидания. В конце урока возвращаемся к Листу ожидания и проверяем, все ли ожидания оправдались, а если нет, то что необходимо сделать, чтобы они осуществились: повторить какую-то тему, найти дополнительный источник информации, подготовить домашнее задание или просто взглянуть на вопрос под другим углом и т.д.;

рефлексия отношения к проблеме (теме), мнение до и после изучения темы: прием «Синквейна», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное);

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

1.Дружба.

2. Честная, крепкая.

3. Доверять, понимать, помогать.

4. Друзья познаются в беде.

5. Доверие.

Интеллектуальную рефлексию осуществляю через прием «Мудрая сова»: школьникам предлагаю самостоятельно поработать над содержанием текста. Читая, дети делают пометки:

« + » - знаю « - » - не знаю

« ! »- узнал новое « ? » - удивило

Обязательное условие для такой работы:

- наличие в тексте как знакомой, так и новой информации (конечно, для кого-то новой информации будет много, а кто-то будет ощущать ее дефицит, ведь запас знаний у детей разный);

- в тексте должна содержаться правильная информация, если я хочу вывести детей не на спор, а на усвоение нового.

Поэтому часто приходится не просто брать текст из учебника, а составлять его.

После работы с текстом задаю вопросы:

- Выберите ту информацию, которая вам знакома.

- А какая информация ранее была неизвестна?

- Есть ли в тексте сведения, факты, которые оказались для вас неожиданными?

- У кого возник вопрос? Кто из одноклассников может его объяснить?

- Что бы вы еще хотели узнать?

Виды рефлексии – индивидуальная и групповая.

Приемы для индивидуальной рефлексии

«Плюс, минус, интересно»: это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Приём «Что, если…?»

Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы …)

Решение проблемы на уроке можно оформить в виде графического кластера, например «грабли» или «гроздь». Они приемлемы на стадии рефлексии, когда учащиеся ещё раз пересматривают, осмысливают то, что узнали, расширяют сферу своих знаний, выдвигают новые идеи или обобщают учебный материал. Это способ графической организации материала, который позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Последовательность действий при составлении кластера:

1. В центре чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединить прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Приемы для групповой рефлексии

«Мозговой штурм». Этапы:

1.Создание банка идей.

Нарабатывается как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «невероятными».

2. Анализ идей.

Рассматриваются критически все предложения, в каждой идее желательно найти что-то полезное, возможно усовершенствовать эту идею или найти способ применения её в других условиях.

3. Обработка результатов

Выбирается самое интересное, практичное предложение или заранее известное решение (если оно есть).

Представление результатов, обобщение, выводы

4. Рефлексия «Мозгового штурма»: Мне понравилось решение, которое предложил … , оно было …, Моё решение было…. Какие были сбои? Нарушались ли правила? и т.д.

«Опорные слова и фразы для высказываний»

Некоторые вопросы для рефлексии (содержания заданий, способов организации работы, итоговой, текущей, до и после выполнения заданий)

- Какую задачу решали? Что надо было сделать? Что делали? Как выполняли задание? Что не получилось и почему? Что следует делать в дальнейшем? Что может помочь в дальнейшей работе?

-Какие трудности (проблемы) возникли (испытывали)? Почему? Как они были преодолены?

-Что хотели? Чего достигли? Как этого достигли? Что нас не устраивает?

Прием «Пошаговые действия» позволяет не только значительно сэкономить время на данном этапе, но и выявить позицию и вклад каждого ученика в раскрытии и осознании темы урока.

Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учителя и учащихся, позволяющая совершенствовать учебный процесс. Рефлексия, ведя обучаемого к осознанию эффективных способов деятельности, к их систематизации, обобщению, к отказу от ошибочных приемов, в итоге развивает его как личность.

Несомненно, развитие учащихся можно рассматривать в виде прогрессии, последовательного перехода из более низкой стадии в более высокую. Но именно вера педагога в себя, в свои собственные силы, в собственную способность достигать того, что важно, помогает раскрыть талант в ребёнке лишь в том случае, если учитель верит в себя и верит в ученика. Да и у ученика появляется уверенность и вера в себя и свой потенциал. Это и движет процессом развития. Несмотря на непродолжительный опыт работы по данному направлению отмечу, что результаты говорят сами за себя: тестирование показывает высокий уровень мотивации, активное участие учащихся в конкурсах, олимпиадах различного уровня. Учащиеся ведут интернет-переписку, размещают свои творческие проекты в интернет сети.

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Дополнительный файл публикации: